Как составить резюме

Резюме — это такой увлекательный и содержательный рассказ о вас, после чтения которого работодатель захочет принять вас на работу, причем уже завтра. Хорошие резюме могут быть разными — очень краткими и удивительно подробными, красочно эмоциональными и профессионально сухими. Хорошие резюме могут быть очень разными, но в одном они похожи — с ними гарантирован успешный результат в поиске. Давайте вместе составим резюме, с которым вы обязательно найдете работу.

  • 1 Есть контакт: с чего начинается любое резюме

    Укажите прежде всего контактную информацию, тогда менеджер по персоналу легко найдет ваш номер телефона и электронный адрес и позвонит именно вам, а не тем скромникам, которые вписали номер телефона мелким шрифтом в середине текста. В правом верхнем углу разместите ваши контактные телефоны. Начните с номера телефона, по которому вас проще всего найти. Удобнее всего оставить номер сотового телефона. Ниже укажите e-mail. А теперь отступите пару строк и напишите заголовок вашего резюме — это ваше имя, фамилия и отчество в именительном падеже — и больше ничего! Слово «резюме» писать не принято. И пощадите нервы работодателей — не экспериментируйте с зелено-красными шрифтами в завитушках. Универсальный вариант: шрифт Times New Roman или Arial, размер 12 или 14, минимум подчеркиваний, курсива и жирного шрифта.

  • 2 Три желания: сформулируйте цель своего резюме

    Цель может звучать так: «Устроиться в компанию «Поролон и синтепон» менеджером по продажам». Не указывайте больше двух вакансий, на которые претендуете. Если укажете больше, работодатель посчитает вас не мастером-универсалом, а дилетантом. Запомните: цель вашего резюме очевидна только для вас. Если вы ее не укажете, работодатель не будет строить догадки о ваших желаниях. Ведь в компанию могут приходить письма от сотен претендентов на самые разные вакансии. И в кипе резюме выберут те, в которых соискатель точно укажет, чего он хочет.

  • 3 И кочегары мы, и плотники: укажите места предыдущей работы

    В обратном хронологическом порядке (начиная с последнего!) опишите опыт работы: период работы, место работы, основные должностные обязанности. Важно указать не только дату, когда вы начали работать, но и дату увольнения, иначе нельзя будет оценить объем полученного опыта. Работы-однодневки указывать не стоит — лучше, чтобы работодатель не знал, что где-то вы и три дня не задержались.

    Место работы указывайте без ошибок и обязательно проверьте, как на данный момент называется компания. Если название изменилось, укажите новый вариант в скобках рядом со старым. Работодатель почти наверняка захочет получить рекомендации с вашего предыдущего места работы, и ваше ошибочно написанное ЗАО «Экскаватор» вместо ООО «Эскалатор» его очень насторожит.

    Должностные обязанности укажите кратко и ясно. Обязательно упомяните обязанности, важные для вакансии, на которую претендуете. Просмотрите еще раз описание опыта работы и удалите всё лишнее. Не заставляйте работодателя читать о вашем чудесном опыте заваривания чая для руководства.

    Если ваш опыт работы совсем невелик, то придется придать ему «искусственный объем». К вашим серьезным и «взрослым» местам работы добавьте пройденную в хорошем месте практику, упомяните подработки, участие в студенческих проектах, которые имеют хотя бы косвенное отношение к желаемой должности. Скажем, не стесняйтесь указать, что с первого по третий курс работали промоутером или официантом — трудолюбие ценят все работодатели.

  • 4 Там учился — здесь пригодился: не забудьте об образовании

    Если ваше образование способно поразить будущего работодателя куда больше, чем ваш небольшой опыт работы, то пункт об образовании в резюме стоит разместить раньше, чем пункт об опыте работы. Образование опишите так: дата начала и дата окончания учебы, учебное заведение, факультет, специальность. Указать даты обучения стесняются двоечники, которые в вузе учились только до первой сессии. Если у вас похожая ситуация, то лучше сразу написать, сколько лет вы действительно проучились — все равно это потом выяснится. Если же у вас красный диплом или если вы защищались по теме, прямо связанной с желаемой должностью, то это тем более нужно указать — такое, как назло само по себе не выясняется. Ниже перечислите полученные вторые и третьи высшие образования, курсы повышения квалификации, посещенные тренинги с указанием дат всех мероприятий, а при необходимости — с указанием автора курсов и тренингов, места их проведения. Награды, призы, звания, которые связаны с желаемой должностью, также не стоит скрывать от работодателя.

  • 5 Опыт работы обязателен: покажите ваш багаж знаний и навыков

    В этот важный пункт стоит включить только те профессиональные знания и навыки, которые важны для желаемой должности. Начните с указания компьютерных навыков — укажите программы, с которыми умеете работать. Блокнот и калькулятор вряд ли кого-то поразят, а вот составляющие пакета MS Office можно перечислить. Далеко не все соискатели могут похвастаться умением работать с Excel и Power Point, а вы похвастайтесь, если действительно умеете. Не пренебрегайте фразой «опытный пользователь интернет» или перечислением своих навыков работы в сети — умением искать информацию или продвигать сайты в сети. Ваши навыки работы с графическими редакторами, бухгалтерскими, экономическими и дизайнерскими программами — то, о чем надо заявить в резюме обязательно.

    От компьютерных навыков перейдите ко всем прочим. Не стесняйтесь продублировать то, что уже было названо в должностных обязанностях. Если вы, описав опыт работы с базами данных, не припишете себе такой навык, это будет значить, что вы пытались этот навык приобрести, но базы данных вам не дались.

    Укажите, что участвовали в организации проектов и назовите каких. Напишите, что умеете привлекать клиентов и заключать сделки. Упомяните, что профессионально составляете документы. Если вы публиковали статьи, связанные по тематике с будущей работой, укажите название журналов и сборников и год их выхода.

    Наконец, удивите работодателя своими познаниями в иностранных языках. Не стоит хвастаться венгерским со словарем. Но если есть хоть какие-то познания в английском, лучше сообщить об этом, чем не указать никаких языков. Вместо неубедительного «читаю, перевожу со словарем», напишите: «английский, base level».

  • 6 Приятное дополнение: не забудьте о деталях

    В последнем пункте укажите дополнительные сведения о себе: возраст, семейное положение, количество детей, адрес. Если с одним из этих пунктов есть проблемы, то можно промолчать про четверых детей или наоборот про отсутствие детей при недавнем замужестве. Конечно же, на собеседовании вы сами все расскажете, но там у вас будет возможность пояснить, что с детьми сидит бабушка или что вы в ближайшее время не собираетесь рожать.

    Адрес стоит указывать, если место работы рядом с вашим домом. Многие работодатели считают, что соискатель должен с удобствами добираться до работы. Они в чем-то правы, но жители отдаленных районов вряд ли будут рады такой заботе, если им откажут в устройстве на работу. Так что если вы живете «на кудыкиной горе», лучше не писать об этом в резюме.

    Для соответствующих вакансий стоит указать наличие водительских прав, личного автомобиля, загранпаспорта. Упомяните, что возможны командировки, если и правда не против попутешествовать.

    О личных качествах напишите буквально пару слов — нужные подчеркнуть: креативный, общительный, энергичный, пунктуальный, ответственный, хороший организатор, неконфликтный. Мужчинам стоит указать, что они не пьют и не курят — если это действительно так. Хобби нужно упомянуть, если оно связано с будущей работой, или если оно выдающееся — скажем, вы мастер спорта по тхэквондо. Если же вам просто хочется обратить внимание на разносторонность своей личности, сделайте это максимально кратко: «плавание, резьба по дереву».

    И еще один совет — не надо лжи! В резюме можно умолчать о своих недостатках и сделать акцент на достоинствах, но имейте в виду, что опытный интервьюер спросит вас обо всем на собеседовании и быстро поймет, что вы говорите неправду.

  • 7 Срочно в номер: а теперь — правильно отправить

    Резюме в формате .doc или .rtf прикрепите к электронному письму и отправьте на адрес работодателя. Учтите несколько деталей. Работодатель обижается, если не чувствует себя единственным и неповторимым, поэтому не указывайте в строке адреса контакты всех двадцати найденных потенциальных работодателей. Не пишите в теме письма слово «Резюме» — такое письмо очень похоже на спам, поэтому лучше написать что-то вроде: «Ищу работу менеджера». Если знаете имя адресата, то уже в теме напишите «Для Евграфа Евграфовича». В теле же письма не забудьте черкнуть пару строк о том, как вышли на эту организацию и чего от нее хотите. Только не начинайте с предыстории в духе «Однажды утром я поняла». Напишите просто: «Пишу по объявлению. Хочу устроиться в вашу организацию специалистом по рекламе, потому что работа у вас мне кажется интересной и перспективной».

    Прежде чем отсылать резюме, позвоните в организацию, расспросите подробности и скорректируйте в соответствии с ними свой «куррикулюм вите». Поступайте так всегда — помните, что для каждой вакансии и для каждой организации стоит разрабатывать свой вариант резюме.

Через день-два после отправки резюме звоните с вопросом о результатах. При необходимости звонок можно повторить еще 2-3 раза. Помните, что работу, как девушку, можно завоевать настойчивостью. А если не получится, сделайте вид, что не больно-то и хотелось, и повторяйте седьмой пункт вплоть до достижения отличного результата!