Особенности национального обучения

За последние 5–7 лет слова "учиться", "обучение" стали практически постоянными в лексиконе многих компаний, как крупных, объемных численность, которых превышает и 500, и 1000 человек, так с количеством персонала не более 100. Наверное, любая компания сейчас считает своим долгом обучать сотрудников, но не каждая компания учитывает особенности, возникающие при обучении взрослых людей. О них и пойдет речь в данной статье.

Появление вопросов и сомнений – положительная реакция

Естественно перед любым актом обучения предстоящим взрослому человеку, будь то семинар, тренинг, курс повышения квалификации или более длительное образование возникают вполне конструктивные вопросы. Зачем мне это надо? Что мне это дает? Как я смогу это использовать? Будет ли это полезно? У этих вопросов есть оборотная сторона, совсем не конструктивная и очень эмоциональная, и с этой стороны они звучат так:

  • Не попаду ли я в ситуацию оценивания?
  • Не пострадает ли мой статус?
  • Смогу ли я взаимодействовать с преподавателем?
  • Не пострадает ли моя самооценка?
  • Не обесценится ли весь мой прошлый личный и профессиональный опыт?

Эти вопросы не звучат в сознании простыми вопросительными предложениями, а поступают туда в виде сомнений, перепадов настроений, неясного сопротивления, нежелания обучаться и т.д. И если человек не сможет получить для себя ответы на свои вопросы и осознать полезность и психологическую безопасность обучения, то он потратит огромное количество энергии на сопротивление, как самому себе, так и ситуации.

Сопротивление – это естественно

Взрослые это не дети, которые не имеют еще опыта и настроены, прежде всего, на личность преподавателя, открыты любой информации без обязательной возможности ее использования и т.д. Взрослый человек, заинтересован в осмысленности происходящего и в подтверждении своей профессиональной и личной ценности. Обучение для него должно иметь смысл (т.е. быть стопроцентно актуальным). Его интересует, как он сможет использовать полученный опыт на своем конкретном рабочем месте, в конкретной рабочей ситуации, насколько данный опыт вариантен, объемен, каков спектр его применения.

Однако, будьте готовы к тому, что даже если процесс обучения отвечает всем профессиональным и психологическим требованиям, включая личность тренера, все равно определенный процент времени группа потратит на сопротивление. И чем быстрее она ответит на волнующие ее вопросы, чем очевидней будут ответы, тем меньше будет это время по количеству.

Пробудите интерес к обучению

В чем заинтересован взрослый обучаемый? Что может мотивировать его?

  • Обучение должно быть стопроцентно актуальным и отвечать на вопрос: Как полученный опыт он сможет использовать на своем конкретном рабочем месте, в конкретной рабочей ситуации.
  • Обучение должно быть стопроцентно практичным. Прочитать теорию сейчас можно в любой понравившейся книге, основной же вопрос в том – как это применять, как это соединить с практикой, особенно те части, которые с практикой соединяются весьма условно.
  • Обучение должно стопроцентно использовать весь накопленный опыт, активизировать его, структурировать и показать новые возможности его использования.
  • Обучаемый должен иметь возможность влиять на программу обучения и на методику подачи.
  • Обучение должно содержать не менее 60% практики, т.е. возможность тут же пробовать, корректировать и еще раз пробовать, выбирая для себя оптимальное поведение.
  • Обучение должно быть психологически безопасно, и поэтому одним из главных критериев тренера, преподавателя – умение, и способность полноценно, и качественно взаимодействовать с группой.

Обучайтесь профессионально!

Комментарии

Добавить комментарий