Плохое образование журналиста16

Жаловаться на отсутствие хороших специалистов - уже просто бонтон. Владельцы судов и пароходов льют слезы в жилетки друг другу на фуршетах, за бокалом красного сухого, что мол, сотрудник нынче пошел не тот, мелкий да ленивый. Причем, во всех отраслях.
Плохое образование журналиста

Журналистика не стала приятным исключением. И это несмотря на то, что по формальным признакам выбирать есть из кого – только в Новосибирске есть 4 вуза (НГУ, НГТУ, НГПУ и НСУ), которые в общей сложности готовят около 100 специалистов в год. Такого количества «высококвалифицированных и многофункциональных кадров» (именно так они зачастую описываются в рекламных буклетах) должно хватать не только на восстановление выбывающих сотрудников (а выбывают они в основном в столицу), но и на бурное развитие СМИ в столице Сибири. Тем не менее, редакторы и издатели жалуются на кадровый голод.

Расторопный и толковый журналист-штатник легко получает среднерыночные 12-15 тысяч.

«Отчасти дело в том, что в самом лучшем случае 50% идут работать в журналистику, - утверждает директор Института развития прессы-Сибирь Виктор Юкечев. - Остальные направляются в смежные сферы: в рекламу и пиар, государственные и коммерческие пресс-службы». Думаете, дело в низкой оплате труда в газетах и журналах? Отнюдь. Расторопный и толковый журналист-штатник, имея свободный график, легко получает среднерыночные 12-15 тысяч плюс имеет возможность разнообразных подработок. Но редактору не так-то просто найти толковых журналистов – качество их подготовки оставляет желать лучшего.

"Качество журналистского образования в Новосибирске видно по качеству новосибирской журналистики, - уверен Илья Стахеев, выпусник ГФ НГУ отделения журналистики, преподаватель курсов журналистики на ФГО НГТУ. - Телевидения нет, с печатной прессой немного лучше, но совсем немного. Нельзя же называть журналистикой выпуск газеты, которую покупают ради программы телепередач. Самым удачным журналистским проектом, на мой взгляд, является интернет-портал "НГС.Новости", но никто из их сотрудников не получал в Новосибирске журналистского образования - это филологи и историки НГУ". Да, качество подготовки не удовлетворяет новосибирские редакции, но, заметьте, каждую редакцию не удовлетворяет по-своему: одним хочется, чтобы писали бойко и ярко, забыв про основы этики, другим нужна технологичность и умение проверять информацию, третьим – просто сдача текстов в срок. В целом же каноны новосибирской журналистики складываются из умения писать складно – это становится самым главным.

Александр Куприянов, шеф-редактор ИА REGNUM по Сибири и Дальнему Востоку рассуждает: «Действительно хорошие журналисты получаются вне зависимости от того, учились они на соответствующих факультетах или нет. Новосибирская журналистская школа работает скорее в режиме фильтра: выпускники либо никогда не возвращаются к журналистике (спасибо, в универе хватило!), либо становятся очень хорошими специалистами в связях с общественностью. А если, хоть и немного, но какое-то количество профессионалов подготовить получается, значит не все плохо. Даже наша журналистская школа не в состоянии погасить искорку, если она, конечно, есть».

Если пытаться оценить качество журналистского образования по пятибалльной системе, то, по словам Виктора Юкечева, это «примерно удовлетворительно». Есть неплохое базовое образование – филологическое или культурологическое, а остальное зависит от уровня преподавателей.

Уровень преподавания очень пестрый - по сути, из вуза в вуз мигрирует одна и та же команда. Это или вышедшие в отставку журналисты, которые сохранили возвышенное представление о советской журналистике и цитируют с ностальгией: все было этично, интересы человека стояли во главе. Или это взрослые люди, которые не состоялись в журналистике, но имеют свое представление о том, как это должно быть. «Каждый транслирует свое представление, но чаще всего оно к сегодняшней журналистике имеет весьма опосредованное отношение», - считает Виктор Юкечев.

Пора избавиться от романтических иллюзий: журналистика — это вид профессиональной деятельности, который не терпит дилетантства.

«Основная задача для преподавателей журналистики - перестать обманывать себя и студентов, - говорит Илья Стахеев. - Нужно понять, наконец, что то, что дается сейчас в университетах - давно устарело морально и технически. Большинство жанров трансформировались в нечто другое, а современные учебники по журналистике скорее напоминают мемуары ветеранов. Нет ничего плохого, если это идет в качестве дополнительного материала. Но, получая эту информацию в качестве основной учебной программы, молодые журналисты, если они только не начинают самостоятельно свой трудовой путь еще во время обучения, абсолютно не готовы к тем условиям, в которых сейчас находится медиасреда. Пора избавиться от романтических иллюзий: журналистика - это вид профессиональной деятельности, и не более того. Но и не менее того. Ибо любая профессиональная деятельность не терпит дилетантства».

Многое зависит от того, кто из студентов на последнем этапе обучения «прибился» к определенной редакции и стал заниматься практикой. А редакция, в свою очередь, может быть как приводящая к журналистике, так и уводящая от нее. Но именно практика имеет почти определяющее значение для профессионального становления выпускника.

Егор Егошин, pr-менеджер проекта Nokia в Сибири, преподаватель кафедры журналистики ИФМИП НГПУ, в прошлом - редактор отдела деловой газеты: «К счастью или сожалению, но высшее журналистское образование невозможно получить в аудиториях и кафедрах журналистики. Учеба "на журналистике" может познакомить с азами профессии, помочь войти в профессию (например, на практиках), вводит в определенный круг общения (подавляющее большинство моих знакомых так или иначе связаны с медиа). Но стать профессионалом "с именем" в институте невозможно, я в этом убежден. Именно поэтому я рад, что в некоторых вузах города кафедры поощряют студентов, которые параллельно с учебой работают "по специальности". Пусть эти студенты чаще других не посещают лекции. Студенты со свежим дипломом, которые бывали в редакциях только на практиках, не интересны работодателю».

Согласно Закону о СМИ, журналистом может стать любой, кто имеет такое желание. А кто может стать профессиональным журналистом? Условий несколько: наиболее важным будет сама личность «золотоперого» журналиста (он должен быть интересен аудитории и понимать ее), вторым условием станет место прохождения практики, профессионализм учителей «на местах» - в редакциях, и только на третьем месте - непосредственно само журналистское образование, заветные «корочки».

Комментарии

Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Журналистское образование и профессиональные качества журналистов связаны примерно так же, как духовное образование и уровень нравственности (хотя бы в религиозгных рамках) в обществе в целом.
То есть очень опосредованно. Вообще, уже неоднократно отмечено, что журналистика не требует никакого специально "журналистского" образования (хотя образованности в целом - конечно) - максимум, что здесь можно сделать реально, это мастер-классы и практика в конкретном СМИ. Ответить
Согласна полностью. Однако ж таким образом приходится признать, что ситуация с общим уровнем образованности в городе с фантастическим количеством вузов, грустная. Что же касается практики, то мне как преподавателю редко удавалось переломить студентов и отправить их эту практику проходить и получать наывки на местах. Большинство уверено, что вот они сейчас отучатся, выйдут с дипломами в руках и их тут же с этими руками и ногами оторвут и возьмут в штатники на должность замредактора :-) Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Жаловаться на отсутствие хороших сотрудников - это уже моветон, мне кажется :)
А если серьезно, то компании, которые могут предложить своим сотрудникам хорошие условия, намного меньше жалуются на нерасторопных сотрудников. Они предъявляют бОльшие требования к сотрудникам, но и дают больше. К сожалению, многие новосибирские и российские компании не могут в сегодняшней ступени развития предложить сотрудникам конкурентные условия, соответсвенно довольствуются среднестатистическими сотрудниками.
То, что меньше 50% выпускников-журналистов не идут работать в журналистику - это "нормально". Это свойственно всем отраслям деятельности в России. Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Многие проблемы, поднятые в статье касаются не только журналистского образования, но и высшего образования как такового.
Главное в образовании человека не диплом, на мой взгляд, он мало о чем говорит, главное - стремление человека к самообразованию. Если человек любит свою работу, интересуется ею, если работа - его хобби и его страсть, есл он тратит время на анализ своих ошибок и поиск наилучших решений - тогда он профессионал своего дела. ВУЗ, и в этом я согласна с господином Егошиным, должен быть только введением в профессию.

Спасибо за статью! Ответить
Хм. Прозвучало утверждение о том, что в институтах дают морально устаревшие вещи. Да это так, но...
Я, к сожалению (или к счастью), не журналист, но работаю в смежной сфере рекламы и пиара. Заканчивал НГТУ "Соцкультсервис, туризм, реклама (позже рекламу отделили в отдельную специальность).
В то время мы были под патронажем турагентства "Полярная звезда" и пары РА. Только длилось такое счастье недолго, всего 1.5 года, потом про нас забыли. Так возникает вопрос: "А чего же вы, уважаемые работодатели, хотели?" Чтобы получить хорошего специалиста - нужно в него вложить (неважно что, деньги или знания). Это как недвижимость - вложил 100, через 5 лет получил 300. Я не намекаю на штаты или Европу, где подобное положение вещей - нормальный вариант.
[quot]Тем не менее, редакторы и издатели жалуются на кадровый голод». [/quot]
У нас выходит следующее: "контора" кричит и божится, что поможет (и практический курс прочитает и теорию грамотно даст), но не делает этого. Молодой выпускник (не будем называть его специалистом) приходит в организацию устраиваться на работу; в ответ слышит: "Да в/о это круто, но у нас ты можешь работать только старшим помощником младшего дворника"
Итог - кадровый голод и неприкаянность молодых выпускников. Каждый из участников рынка труда получает не то, на что рассчитывал.
Вот что получается у нас на данный момент. Ответить
Что касается вашего первого утверждения, то возразить здесь что-то сложно - да, в студентов нужно вкладываться, и крупные, например, нефтяные, концерны так и поступают. Но выбранная Вами специальность "Социально-культурный сервис и туризм" не предполагает большого количества крупных организаций. Почти все турагентства - небольшие предприятия, у них нет ни кадровых, ни временных, ни финансовых ресурсов, которые они могли бы инвестировать в студентов.

А вот по поводу "младшего дворника"... Обучив энное количество студентов, которые за это еще и зарплату получали, я пришла к выводу, что мне за это должны платить, а не наоборот. Приходят выпускники с чистой головой и неумелыми руками, учить нужно всему, первое время не успеваешь сделать даже свою работу. И думаете, хоть кто-то сказал спасибо? Да что там! При первой же возможности уходят туда, где зарплата на тысячу выше. Поэтому работа в нижнем звене любой компании - это возможность ввести человека в курс дела с минимальными издержками. Если все идет хорошо, идет быстрое повышение, буквально в течение года. Ответить
Некоторое время назад московские товарищи провели дебаты на тему "Где фашисты?" Я думаю, нам впору уже устраивать дебаты на тему "Где журналисты?"

Тут вот в чем штука: я могу называть себя кем угодно, хоть журналистом, хоть главным редактором своей визитной карточки, хоть директором крупнейшего в регионе издательского дома. Суть от этого не меняется.

А суть заключается в том, что либо я разбираюсь в том, что делаю, либо нет. Этому, есть ощущение, не учат в вузах, да и за пару месяцев практики этого не поймешь.

Поэтому журналистики - именно журналистики, а не компилирования пресс-релизов и передергивания фактов - у нас нет.

Такие дела. Ответить
Ты хочешь сказать, что в Новосибирске ветер не в ту сторону дует и поэтому люди не улавливают из космоса суть вещей? а мы с тобой тогда чем занимаемся вот здесь и сейчас на этом портале?) Ответить
Мне понравилась твоя теория про ветер, но у меня есть и другие объяснения того, почему в Новосибирске нет журналистики.
Главная причина - это отсутствие конкуренции. Конкуренции как среди СМИ (4,5 деловых издания на 1,5 миллиона жителей - это как-то слишком мало), так и среди журналистов.
Следствием этого являются низкие гонорары, за которые согласны работать либо студенты без опыта, либо спившиеся пенсионеры.
Как-то так. Ответить
Жителей реально почти 2 милииона. А вот изданий... Эксперт, Континент, Деловой Квартал, Профиль аллес, еще немножко Коммерсанта...а кто у нас половинка? а чудо света Время денег от Сибирской прессы ты видел? Ответить
Ты забыла "Ведомости". А половинка - это как раз "Эксперт". В смысле, журнал-то хороший, только это не деловая пресса. Ответить
А "Континент", "Эпиграф"?
И почему вы только деловую прессу смотрите? Ответить
Не надо меня путать. "Континент Сибирь", "Ведомости", "Деловой квартал", "Коммерсантъ" - вот четыре деловых издания в Новосибирске (да, я знаю, что Ъ не является формально "деловой прессой"). Плюс "Эксперт". Других не припоню.

"Эпиграф" - это не деловое издание. То есть, он медленно движется в сторону деловой прессы, но пока это по-прежнему "газета для бухгалтеров".

Почему только деловая пресса? Так ведь время такое. Так получилось, что обективные материалы, в которых представлены точки зрения разных сторон, писать труднее, чем трудовые очерки и репортажи на тему "письмо позвало в дорогу".

А на журфаках учат по-прежнему именно этим устаревшим жанрам. Отсюда - уровень журналистики.

Как-то так. Ответить
А я кстати видел сегодн "Время денег":) Выглядит прилично:) А вы его читали? Ответить
Нет пока. А кто издает? Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Ребя, как-то вы забыли о ТВ компаниях. Там журналистика очень приличная. Скажете, там есть за что спрятаться? Работала - знаю - не за что. Как насчет этого? Ответить

Добавить комментарий