Как пройти собеседование

Итак, вы составили прекрасное резюме, нашли подходящие вам вакансии и получили приглашение на собеседование. Особо нервничать не стоит: помните, что даже кандидатам, за которыми охотятся все хедхантеры города, тоже приходится проходить через процедуру собеседования. Что же нужно сделать для того, чтобы успешно пройти собеседование?

Спокойствие! Только спокойствие!

Во-первых, постарайтесь успокоиться. Представьте, что вы – популярный актер, у которого будут брать интервью (тем более некоторые вопросы, которые задают звездам, частенько пересекаются с теми, что можно услышать на собеседовании). Однако и чрезмерно расслабляться рано. Наоборот, вам предстоит проделать подготовительную работу. Конечно, собеседование – это не экзамен: на собеседовании не может быть единственно правильных ответов. Однако лучше все-таки попытаться представить, что именно хочет услышать работодатель, какой ответ, с его точки зрения, будет наиболее предпочтительным и представит вас с наилучшей стороны.

Итак, шаг 1. Успокойтесь и не нервничайте!

Предупрежден – значит, вооружен

До собеседования постарайтесь как можно больше разузнать о компании, на должность в которой претендуете. Информацию даже о не очень крупных компаниях достаточно просто найти в интернете.

Постарайтесь найти информацию об основных направлениях деятельности компании, наиболее успешных проектах, разработках, продуктах, об основных партнерах и т.п. Неплохо также узнать об истории развития компании, об основных корпоративных ценностях, приблизительный размер заработной платы для должности, на которую вы претендуете.

Не поленитесь порасспрашивать знакомых, у которых есть опыт работы в подобной компании, почитайте специализированные сайты и форумы (возможно, компания, в которую вы хотите устраиваться, по каким-то причинам числится в черном списке работодателей или вакансия, на которую вы претендуете, выставляется на сайтах о работе с завидной периодичностью – об этом тоже лучше узнать заранее). В общем, любая информация при умелом ее использовании может стать вашим дополнительным козырем.

Шаг 2. Разузнайте как можно больше информации о компании, в которую пытаетесь устроиться

Frequently asked questions

Еще раз перечитайте свое резюме, мысленно пройдитесь по всем пунктам, выделите основные, на которые во время интервью обязательно обратит внимание работодатель. Каждый пункт своего резюме вы должны быть готовы обосновать.

Конечно, невозможно заранее четко предугадать все вопросы, которые вам могут задать на интервью, однако к наиболее типичным вполне можно подготовиться.

Расскажите немного о себе.

Можно посоветовать не слишком увлекаться формальными биографическими данными и в то же время не вдаваться особенно в детали. Постарайтесь заострить внимание на своем опыте, квалификации, показать свою заинтересованность в получении именно этой работы.

Почему вы выбрали работу именно в нашей организации?

Здесь вам пригодится та информация об организации, которую вы заранее нашли. Если вы устраиваетесь в крупную компанию, подчеркните, что вам важны надежность и стабильность, вас привлекает работа в сильной команде профессионалов, а также возможность применить весь накопленный вами опыт (если он есть) и потенциал. Если вы претендуете на должность в небольшой организации, вы можете подчеркнуть, что хотели бы работать в динамично развивающейся компании, где можно проявить себя, ставить новые цели и задачи и достигать их.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Что касается сильных сторон, выделяйте те свои качества, которые важны для позиции, на которую претендуете. Например, для специалиста в области продаж это могут быть энергичность, энтузиазм, умение добиваться своих целей.

Что касается слабых сторон, то здесь не надо пытаться предстать этакой Мэри Поппинс – Леди Совершенство и говорить, что у вас таковых нет. Умение осознать свои слабости и – главное – бороться с ними очень ценится. Однако и выкладывать все, как на исповеди, тоже не стоит. Многие специалисты по подбору персонала советуют называть в качестве слабых мест те качества, которые не важны для данной позиции. Западные HRы чаще советуют излагать свои недостатки таким образом, чтобы это звучало как продолжение ваших достоинств. Например, в качестве своего недостатка вы можете указать то, что вы действительно очень любите свою работу и часто засиживаетесь в офисе допоздна.

Почему вы ушли с предыдущего места работы?/ Почему хотите сменить место работы?

Если вы ушли с предыдущей работы из-за конфликта (с начальством или коллективом), не стоит упоминать об этом: работодатель, скорее всего, решит, что вы неуживчивый человек, а лишние проблемы ему в коллективе ни к чему. Западные HRы традиционно советуют представлять ситуацию в выгодном для себя свете. Например, достойным ответом на подобный вопрос, с точки зрения специалистов британского портала http://www.monster.co.uk/, будет: «Я поставил(а) несколько целей для своей карьеры, но, к сожалению, в моей нынешней компании нет возможностей для дальнейшего продвижения. Поэтому я начал изучать возможные варианты прежде, чем я начну тратить слишком много времени на работу, где нет возможности для карьерного роста. Моя цель – продолжать профессионально расти, чтобы стать сильным кандидатом на рынке». Такой ответ, с точки зрения британских специалистов по кадрам, демонстрирует умение планировать и ставить цели (важные качества, например, для специалистов, занимающихся продажами). «Так как вы занимаете активную позицию, у вас есть возможность лучше для себя вести переговоры. Какие-то отрицательные моменты, ситуации, выходящие из-под контроля, бывают у всех, однако планирование дает вам больше возможностей управлять своим будущим», - говорят британские специалисты.

На какую зарплату вы рассчитываете?

Постарайтесь уклониться от прямого ответа на этот вопрос. Скажите, что вам нужно получить больше информации о предполагаемой работе, прежде чем начинать обсуждать зарплату. Предложите вернуться к этому вопросу позже или спросите работодателя, какая заработная плата предполагается для этой позиции в фирме. Если же работодатель настаивает, то лучше назвать цифру чуть выше среднерыночной (конечно, для этого надо заранее провести исследование и узнать, какова среднерыночная зарплата для этой позиции) или верхнюю и нижнюю границы.

Каковы ваши достижения на предыдущей работе?

Выделите самое важное, расскажите о новых методах, которые вы привнесли в работу, какой положительный эффект это повлекло (где возможно, приведите цифры). Если, например, вы предложили провести конкурс для покупателей, что позволило увеличить продажи на несколько процентов, опишите сам конкурс, его идею, каким образом он проводился. Подчеркивайте именно вашу роль в проекте.

Каким вы видите свое будущее через 3 (5, 10) лет?

Плохим ответом будет сказать, что не загадываете настолько далеко и не представляете себе таких отдаленных перспектив: работодатель может решить, что вы безынициативны и всегда плывете по течению. Лучше рассказать о планируемом профессиональном росте (в этой организации), можно также упомянуть о личных целях, которые вы хотите достичь.

Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

Обязательно задавайте вопросы! Это продемонстрирует потенциальному работодателю вашу заинтересованность в получении места. Можете спросить о деталях будущей работы, чего ждут от человека, который займет вакансию. Западные эйчары предлагают задавать глобальные вопросы, касающиеся развития компании, например: что, по вашему мнению, выделяет ваш продукт среди конкурентов? Каковы будущие направления развития компании? Есть ли у компании разработанный пятилетний план развития и т.п.

Не будьте слишком многословны, отвечайте по существу. Посоветуем вам также избегать стандартных формулировок и штампов, вроде: «мне нравится работать с людьми», «я очень инициативный ответственный работник» (или, по крайней мере, подтверждайте это красноречивыми примерами). Помните, что кадровики тоже читают (да и пишут) специальные статьи о собеседованиях и знают эти формулировки наизусть.

В конце собеседования обязательно поинтересуйтесь тем, как вы узнаете о результатах, в течение какого времени. Постарайтесь договориться о том, чтобы самому позвонить.

Итак, шаг 3: подготовьте ответы на вопросы, которые вам, скорее всего, зададут.

Первое впечатление, или О вещах банальных, но важных

На собеседование нужно прийти вовремя! Напоминать об этом даже как-то неловко, но поток соискателей, приходящих на собеседование с опозданием, судя по всему, так никогда до конца не иссякнет. Поэтому еще раз: не опаздывайте! Первое впечатление очень важно, и будет очень некстати для вас показаться работодателю (или специалисту рекрутингового агентства) человеком необязательным. Поэтому заранее продумайте свой маршрут, выйдите из дому пораньше, чтобы у вас был некоторый запас времени. Если по каким-то форс-мажорным обстоятельствам вы не успеваете на собеседование, лучше позвонить и перенести встречу.

Шаг 4. Придите вовремя на собеседование!

Еще один важный аспект – одежда, по которой, как известно, у нас встречают. Одежда должна быть как минимум аккуратной, чистой, опрятной. При этом не стоит надевать на себя все самое лучшее, что удастся найти в доме. Наиболее предпочтителен деловой стиль: костюм неяркого цвета (например, темно-синего, серого), светлая рубашка или блузка. Ухоженные ногти, аккуратный (некричащий!) макияж, прическа, нерезкий парфюм также помогут произвести благоприятное впечатление. Конечно, наличие десяти сережек в носу и волосы, окрашенные во все цвета солнечного спектра, не могут стать единственной причиной для отказа вам. Более того, для некоторых профессий вполне допустимо и приветствуется наличие индивидуального стиля (например, у дизайнеров или представителей творческих профессий вообще, в то время как, например, сисадмину могут простить некоторое пренебрежение к собственному внешнему виду). Однако если вы претендуете на какую-то административную, управленческую должность, на которой придется общаться с клиентами, партнерами, персоналом, эти самые пресловутые десять сережек вряд ли сослужат вам хорошую службу.

Шаг 5. Позаботьтесь о своем внешнем виде!

Занимательная психология

Еще одна важная вещь на собеседовании – это ваше невербальное поведение: важно не только то, что вы говорите, но и как вы это говорите, ваша мимика, жесты, поза. Некоторым это может показаться чушью из разряда психологических тестов из «Космо», тем не менее, рекрутеры (особенно молодые) часто обращают на это внимание. Постарайтесь не нервничать, говорите обо всем спокойно, дружелюбно, с энтузиазмом, но не фамильярно. Поддерживайте зрительный контакт – собеседник, смотрящий исключительно в пол, оставляет тягостное впечатление.

Если вы разнервничались, дышите глубже.

Постарайтесь «не распускать руки»: не нужно ничего теребить, чесаться, крутить волосы, не закрывайте руками рот (многие воспринимают это как свидетельство склонности ко лжи, к тому же это просто может коверкать вашу речь). Скрещенные ноги часто воспринимаются как признак закрытости человека. Постарайтесь копировать собеседника: повторяйте его позу, жесты. На подсознательном уровне это воспринимается позитивно.

Шаг 6. Старайтесь быть открытым и дружелюбным!

Если вам задают «неудобные», провокационные вопросы, язвительно комментируют ваши ответы, перебивают или, наоборот, игнорируют, скорее всего, вы попали на так называемое стрессовое интервью. Проводится оно в основном для того, чтобы узнать, как ведет себя человек в нестандартной ситуации. Ответное агрессивное поведение – не лучший вариант. Старайтесь оставаться невозмутимым, не поддавайтесь на провокацию. Помните, что перед вами человек, который выполняет свою работу (хоть, возможно, и в странной для вас форме). Если же собеседование начинает превращаться в откровенное хамство, стоит еще раз подумать, настолько ли нужна вам эта работа.

Удачи в поиске!

Комментарии

Добавить комментарий