Здравствуйте, я по работе!4

Всем, кто систематически занимается подбором персонала, ежедневно поступают самые разнообразные звонки от соискателей. Когда-то я была убеждена в том, что на дворе XXI век, поэтому все потенциальные кандидаты умеют пользоваться электронной почтой и понимают, что телефон в объявлении о приёме на работу даётся, чтобы уточнить, дошло ли резюме. На деле всё оказалось не так.

«Здрасьте! Я звоню по работе риэлтер. Ко мне вопросы есть?» – «Вопросов нет». На той стороне провода тут же положили трубку. «Меня интересует работа торгового представителя. Вообще-то, я с этим никогда не сталкивалась, а работала бухгалтером, а потом я развелась, и мы переехали…» – «Извините, что перебиваю, но не могли бы вы эту информацию изложить в резюме?» – «А можно, я к вам сразу подъеду и поговорим?»

Тотальное неумение общаться по телефону — это бесполезно потраченное время и соискателя, и работодателя. Пользуйтесь инструкцией!

Разговор затягивался. Очередной звонящий стремился вместить в разговор всю свою трудовую и личную биографии, а также по-быстрому пройти профориентацию. Традиционный звонок в духе: «Здравствуйте, дорогая редакция! Хочу поделиться с вами наболевшим». Соискатель, кажется, не знает, что HR не умеет лечить по фотографии и проводить профориентацию по голосу. Но это не помешает ему впоследствии рассказывать знакомым, что звонил он на днях в компанию N, а там попал на какую-то дуру, которая и поговорить-то с человеком толком не может.

Другой парадокс, что кандидат, который сам звонит потенциальному работодателю, тем не менее выбирает для себя роль слушателя. Он будто ждёт, что на том конце провода ему с интонацией автоответчика зачитают: «На данный момент в нашей компании открыта вакансия «Дворник». Она включает в себя следующие обязанности: взятие метлы в пять ноль-ноль утра и подметание территории площадью 45 квадратных метров….» и так далее. После чего наш слушатель скажет: «Спасибо, я подумаю» и положит трубку. Звонящий уверен, что именно рекрутёр будет задавать ему вопросы, и неважно, что это первый контакт. И, что ещё более странно, приходя на собеседование, 80% соискателей по-прежнему чувствуют себя слушателями.

Тотальное неумение общаться по телефону и, как следствие этого – бесполезно потраченное время – и соискателя, и работодателя, вызвали желание написать «инструкцию» о том, как сделать первый звонок работодателю. Итак.

1. Сделай сам

Если звоните вы – то именно вам принадлежит инициатива разговора! Каким бы очевидным это ни казалось, но задавать вопросы предстоит именно вам. Это значит, что исключаются продолжительные паузы или реплики вроде: «Какие ко мне вопросы?» и «Расскажите мне что-нибудь по вакансии – что делать надо?». Начинать разговор с вопроса: «И каковы мои шансы попасть к вам на работу?» тоже не стоит. Оценить ваши шансы рекрутер сможет только после собеседования.

2. Зачем вы девушки?

Подумайте о цели своего звонка. Какую информацию вы хотите получить? Ежедневно рекрутёр принимает много, очень много звонков, и бывает трудно понять, кто кандидат, а кто «собеседник». Ваша задача - выделиться из сотни желающих «просто поговорить». Правильно заданные вопросы помогут вам собрать больше информации об интересующей вакансии, а главное, позволят рекрутёру принять решение, стоит ли работать с вами дальше. Поверьте, он очень хочет пригласить вас на собеседование и затем принять на работу. Имейте в виду, что достижению ваших целей не способствуют фразы вроде этой: «Я тут увидел ваше объявление, расскажите мне что-нибудь по вакансии».

3. Глухой телефон

Попытки узнать подробности по будущей работе для мамы, бабушки или подруги обычно напоминают игру в "глухой телефон" – через некоторое время мама и бабушка позвонят уточнить уточненное вами. Уверена, что любой взрослый, здоровый человек, озаботившись поиском работы, в состоянии самостоятельно позвонить и выяснить всё, что его интересует. Хотите помочь близкому – просто покажите ему объявление.

4. FAQ

Основываясь на пункте №2, сформулируйте вопросы и обязательно запишите их. Возможен ли рост заработной платы? Как проще добраться в ваш офис? Насколько жесткими являются требования, указанные в объявлении? И только после этого набирайте номер. На том конце провода вас уже ждет человек с ответами.

И один совет самим работодателям и тем, кто управляет человеческими ресурсами в компаниях. Возможно, имеет смысл прописывать в объявлении действия соискателей после прочтения объявления – что человек должен делать с этим объявлением. «Свое резюме вы можете прислать по факсу или принести в наш офис по адресу», «Собеседование проводится по результатам рассмотрения резюме», «Заполнить анкету можно по адресу». Вроде тривиально, но пользуемся мы этим редко, полагая, что кандидат догадается сам. Но нет, он не догадается, потому что не сложились у нас ещё "правила хорошего тона" при поиске работы.

В результате мы имеем ситуацию, когда HR-рами сформирован и освоен канон делового общения, о котором наш соискатель представления не имеет. Телефонные переговоры - всего лишь частный случай общего взаимонепонимания, в котором телега и лошадь давно ждут, когда их поменяют местами, и воз, наконец, поедет.

Комментарии

Вот после всего этого человек, который ищет работу начинает чувствовать, что он работодателю вообщем то и не нужен Ответить
Общее взаимонепонимание - очень точное и адекватное резюмирование ситуации.


Не хотелось бы разглагольствовать на тему взаимодействия КА и человека, ищущего работу, хотя у меня, как соискателя, признаюсь, накипело... Но не прокомментировать ситуацию (по личному опыту) просто не могу.

Понимаю, у каждого - своя работа, с характерной спецификой, издержками. Проще говоря, со своими достоинствами и недостатками.
Сотрудники КА - не исключение, все мы живые люди. Но когда человека (в большинстве случаев) воспринимают не как Человека, а лишь как материал - становится действительно неприятно.

Общаешься как соискатель, отвечаешь, спрашиваешь, уточняешь. Интересуешься, когда проинформируют о результате (положительном или отрицательном). Иной раз до смешного доходит: "А Вы действительно перезвоните?", "То есть в течение трёх дней Вы обязательно проинформируете меня?" и т.п.

Обратная связь - исключение, не правило.
Это и есть сформированный "канон делового общения"?
Телефонная связь - своего рода катализатор. Позвонил - возможно, прочтут отосланное резюме. Прочтут - возможно, пригласят на собеседование. Пригласят - возможно, трудоустроишься. Поймите, у соискателя тоже не безграничный лимит времени.
С момента отправки резюме до первичного контакта может пройти не одна неделя, а то и вовсе не заметят в "общей массе"...
Небольшой телефонный разговор может внести хоть какую-то ясность. Во всяком случае, может значительно укоротить цепочку "вакансия-резюме-ожидание-дорога-собеседование-дорога-ожидание-ожидание-тишина".
Это ли не бесполезно потраченное время?
А порой проходишь все эти этапы, подпускают тебя, наконец, непосредственно к Работодателю...
Прибываешь, смотришь на своё потенциальное рабочее место:
ё-моё! Как говорится "я Вам перезвоню".

Не хочу сказать, что все КА и подобные уполномоченные организации - сплошной негатив (на уровне соискателя).
Были моменты, когда профессионализм, искренняя заинтересованность и лояльность (вернее сказать, человечность) просто удивляли. Удивление от профессионализма - нормальная реакция соискателя?

Привыкаешь к безразличию, механизированию отношений между людьми. А к этому привыкать никак нельзя.
И ещё. На дворе действительно XXI век. Россия. Вы как с другой планеты, ей-Богу... Странно слышать, что Вы так искренне удивляетесь менталитету соискателя. Люди-то (как и вакансии) разные. Не думаю, что у нас в стране всё можно подогнать под какую-то схему и просеить через стандартное сито... Ваша работа - чрезвычайно непростая и очень ответственная. Поэтому, думаю, важно видеть в соискателе прежде всего человека, а не сплошной негативный контингент. Или, упаси, материал. Ответить
Я вас умоляю! Да, уважаемая, именно "не сложились у нас ещё «правила хорошего тона» при поиске работы"! И долго ещё не сложатся. Вам важно осознать тот факт, что соискатель не проводит всё свое время в поисках работы, в отличие от работников КА, которые по долгу службы ежедневно проводят собеседования. Я первый и последний раз устраивался на работу в 1996 году. Все эти годы проработал на одном месте. И мне в голову не приходило интересоваться, а какие же там правила поиска работы. Возникла необходимость смены места работы - я рассылаю резюме так, как научился этому более 10 лет назад. А тут с удивлением узнаю, что появились какие-то субъекты "эйчары" (боже, ну и слово!). Отдел кадров, товарищи! Это называется "Отдел кадров". Не надо этого западнизма! И вот это ваше "мы вам перезвоним"... Создаётся такое впечатление, что соискатель - существо стоЯщее на более низкой ступени, чем кадровик, и должен перед ним пресмыкаться - "ой, возьмите меня на работу, пожалуйста". Это в корне неверно! Поиск работы и работника - процесс, в котором заинтересованы обе стороны. Соответственно, я пришёл, предложил свои знания/умения, договорились, всё. Был на паре собеседований... по ходу разговора с "эйчаром" складывается впечатление, что компании как будто вовсе и не нужны работники; что единственная цель - просто забрить соискателя. Оно и правильно - перед тобой сидит девочка только что после ВУЗа (естественно, училась она на платном, ибо мозгов не хватило поступить на бюджет) и строит из себя невесть что. Противно. Ответить
Абсолютно согласна с комментариями выше! Да уж...вы,уважаемая, так говорите-электронная почта...21 век....а вы знаете,что далеко не всех есть электронная почта!И что теперь?Нет электронной почты-нет работы?Я звоню соискателю и спрашиваю, Я задаю вопросы, потому что работодатель предлагает-соответсвенно он должен изложить, что имеено он предлагает!Заинтересованность здесь обоюдная....и уж точно не хочется тратить свои деньги и время, что бы приехать на собеседование, на другой конец города зная о вакансии только название и адрес КА....вам деньги за это платят и вам удобнее, чтобы люди к вам ездили, но о людях вы мало думаете....меня например график работы интересует 2/2, а вы не любите об этом по телефону говорить....я собираюсь,еду через весь город,приезжаю и ...всё, или меня не интересует ваше предложение или вы обещаете "перезвонить"..... Ответить

Добавить комментарий