Нежданно-негаданно

Принимая решение об увольнении, сотрудник проводит очень сложную оценочную и сравнительную работу. Сопоставляет то, что имеет и чего добился на нынешнем месте работы с тем, что предлагает ему новый работодатель. Решение порой дается нелегко, особенно если в прежней компании устраивает почти все: и коллектив, и должность, и зарплата. Тем не менее, люди уходят из, казалось бы, отличных мест, не проработав и года. Потому что даже в прекрасной компании с замечательным коллективом ожидания не совпадают с результатом.

Слон в посудной лавке

Самым распространенным случаем несовпадения обещанного с реальностью оказывается вовсе не расхождение в цифрах заработной платы. Не совпадают чаще всего функциональные обязанности, на исполнение которых устраивался сотрудник. Это не всегда плохо, ведь чем шире круг обязанностей, тем больше опыта вы сможете получить. «Во всем мире критерием оценки деятельности исполнителя уже давно выступает не соответствие должностным обязанностям, а показатели конечных результатов этой деятельности, – утверждает научный руководитель центра «Харизма» Нелли Власова. – В условиях конкурентного рынка в должностной инструкции не может быть описан весь спектр обязанностей и задач исполнителя». В качестве примера Нелли Макаровна приводит игру футболиста. Его должностная инструкция должна описывать технику игры, но футболистов оценивают по счету на табло. «Отсюда следует вывод: сотрудник не может и не должен обезопасить себя от того, чтобы его обязанности четко совпадали с прописанными в договоре», – считает Нелли Власова.

Должностная инструкция футболиста должна описывать технику игры, но его оценивают по счету на табло

Это правило совершенно верно и в случае, если расширение круга обязанностей связано с ростом ответственности и требуется для достижения лучшего результата. А если сотруднику пресс-службы, нанятому для создания имиджевых материалов и пресс-релизов, приходится тратить 80% времени на проверку правописания в рекламных листовках, о результативности речи не идет. «Несовпадение ожиданий с реальной работой – часто встречающаяся практика, которая невыгодна и сотруднику, и работодателю. У первого падает мотивация, а второй рискует потерять персонал и понести затраты на его замену», – говорит управляющий партнер КА «Business Connection» Ильгиз Валинуров. Безусловно, работа с буклетами и листовками входит в задачи сотрудника пресс-службы. Но часто на собеседованиях эта деятельность оговаривается как сопутствующая, обещается творческая работа, которой на самом деле отведено только 20% времени. С юридической точки зрения работодателю нельзя предъявить никаких претензий, ведь выполняемые задачи соответствуют должности. А в результате мотивация стремительно падает вместе с желанием создавать тот самый благоприятный имидж компании.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, Ильгиз Валинуров рекомендует еще на этапе собеседований плотно изучить материалы компании в той сфере, где предполагается трудиться. «В конкретном случае – узнать, действительно ли компания выпускает столько релизов, сколько заявляет, или ограничивается одним в месяц. Нужно понять структуру отдела и то, чем именно занимаются другие сотрудники,– говорит Ильгиз. – Возможно, что уже есть человек, который пишет релизы, тогда существует повод усомниться в реальности предлагаемого функционала». Если же ситуация сложилась подобным образом, Нелли Власова рекомендует проявить инициативу и доказать делом, что вы способны на большее. «Например, попробуйте самостоятельно написать пресс-релиз или рекламную статью. Если руководству понравится результат, вам обязательно будут поручать творческую работу». Конечно в том случае, если она вообще предусмотрена в компании.

Время – деньги

Даже если поставленные задачи полностью совпадают с ожиданиями сотрудника и доставляют сплошное удовольствие, это не гарантирует ему ни удовлетворенности, ни результативности. «Через три месяца работы менеджером по продажам в небольшой продовольственной компании меня вызвал к себе генеральный директор и высказал свое недовольство результатами: за это время всего несколько новых клиентов, план невыполнен, – рассказывает Олег. – Шеф искренне удивлялся, ведь меня рекомендовали ему как отличного специалиста. Я действительно хороший привлеченец и очень люблю свою работу. Но мне пришлось рассказать шефу о том, сколько времени в нашей фирме занимает процесс согласования любого документа. Чтобы подписать одно допсоглашение, мне нужно обойти девять человек и у каждого взять подпись. При этом никакой взаимосвязи между согласующими нет, и если один приболел, то другой за него подписать не может. Я тратил половину времени на то, что ходил от кабинета к кабинету и выпрашивал подписи на договоры. И терял тех клиентов, которыми мог бы заниматься в это время. Генеральный был очень удивлен».

Плохо выстроенная система согласования документов сыграла не одну злую шутку с работодателями. При развитой бюрократии время и деньги теряют не только сотрудники, но и сама фирма. Для сотрудника самостоятельно изменить такую ситуацию непросто, ведь речь идет о внутрикорпоративных коммуникациях, которые выстраиваются руководством. Но попробовать можно. Например, Ильгиз Валинуров предлагает в разговоре с начальством четко обосновать потери от бюрократии. «Время профессионала – самый дорогой ресурс. Если показать руководству, сколько времени тратится на согласование и перевести часы в рубли, то есть в упущенную прибыль, это будет хорошим толчком к изменениям в компании». Ильгиз также советует обратить внимание начальства на то, насколько влияют проволочки с документами на имидж компании. Ведь срыв сроков и отказ от сделок формирует репутацию ненадежного партнера, с которым никто не захочет работать. Чтобы ваш доклад о фактическом положении дел не выглядел обыкновенной жалобой, директор по развитию КА "ART-ПЕРСОНА" Светлана Степанова рекомендует озвучить свои предложения по повышению эффективности работы в данной должности: «Расскажите о мероприятиях, которыми, на ваш взгляд, необходимо заниматься, чтобы изменить ситуацию, предложите конкретные варианты. Любой здравомыслящий руководитель позитивно оценит ваше желание работать эффективней».

Точки на i

Никто не может быть защищен от разочарований в работе - на этапе собеседований сложно узнать все тонкости внутренней структуры компании. Но есть нюансы, которые следует учесть, чтобы избежать неприятных ситуаций. Не стесняйтесь задавать вопросы на собеседовании, в том числе и о том, как организован ваш рабочий процесс, кому вы подчиняетесь, с кем и по какой цепочке взаимодействуете, как и перед кем отчитываетесь. «Задавать любые вопросы по поводу условий будущей работы не только можно, но и нужно, – считает Нелли Власова. – Но любые уточнения на тему своих прав, полномочий и обязанностей должны происходить на языке результата. То есть вопросы должны касаться не должностной инструкции, а результата вашей деятельности. Тогда это выглядит как проявление профессионализма, а не занудства».

Любые уточнения на тему полномочий и обязанностей должны происходить на языке результата

Ильгиз Валинуров рекомендует обратить внимание на то, как было организовано собеседование, как долго шло согласование встреч. Если уже после утверждения вашей кандидатуры руководством процесс оформления всех документов занял месяц, стоит задуматься над тем, на каком уровне находится структура согласования в компании. Для того чтобы, устроившись помощником начальника департамента, не разносить чай всему отделу, стоит внимательнее ознакомиться с условиями договора и сконцентрировать внимание на тех пунктах, смысл которых, на ваш взгляд, можно интерпретировать неоднозначно. «Обращайте внимание на мелочи, ведь вам предстоит работать в данной должности и исполнять все то, что предусмотрено должностной инструкцией», – говорит Светлана Степанова.

Если ожидания от нового места работы не оправдались, не нужно сразу же писать заявление об уходе. Перед тем как идти к начальству, стоит разобраться и определить, все ли вы сделали для того, чтобы результат совпал с ожиданиями. Если вы тратите слишком много времени на выполнение вспомогательных задач, задумайтесь, правильно ли вы планируете свой рабочий день. Вам не дают заниматься тем, чем обещали изначально? Возможно, вы просто не сумели доказать, что справитесь. В конце концов, ответственность не дают, а берут, иногда стоит проявить инициативу и показать себя с лучшей стороны. Чтобы ожидания руководства совпали с вашими.

Комментарии

Добавить комментарий