По ту сторону прилавка

«Требуются продавцы!» — взывают газеты и сайты с вакансиями, объявления на магазинах и листовки, вручаемые промоутерами. Нет ничего легче, чем найти работу продавца, правда? А вот и неправда! На самом деле вакансий много, а хороших среди них — единицы.

Недостачи, штрафы и другие кошмары

Зарплата от 12 или даже 15 тысяч и выше — такие условия можно встретить практически в каждом объявлении о вакансии продавца. Но в действительности, получить заветную сумму практически невозможно. Во-первых, для этого необходимо выполнить план и получить премию. Нормальное требование? Безусловно! А теперь представьте себе, что вы улыбаетесь, стоя в пустом зале, а ваши потенциальные покупатели почему-то косяком идут к конкурентам-лидерам рынка. Улыбайтесь, хватайте их за рукава, а план не выполняется.

Вторая преграда на пути к хорошей зарплате — недостачи. Во многих магазинах недостачи вычитают поровну из зарплаты всех продавцов. Например, в одном из популярных в городе магазинов одежды из зарплаты продавцов по итогам года вычли по 4 тысячи. И это при том, что зарплата сотрудников составляла всего 8-10 тысяч рублей.

Наконец, третья преграда — это недобросовестные работодатели, которые используют "тысячу и один способ" заплатить гораздо меньше обещанного. Например, они платят в два раза меньше в ходе испытательного срока, а по его истечении с сожалением сообщают, что вы им не подошли. Другой вариант — о системе драконовских штрафов и вычетов вы узнаете, только отработав месяц. Вы недовольны и хотите уволиться? Отлично — именно этого и добивался недобросовестный работодатель.

Алексей Пистер, продавец-консультант, магазин «Большой ремонт»: «Когда я искал работу, мне попадались недобросовестные работодатели. Например, некоторые работодатели выплачивают только часть зарплаты официально, а часть — через черную кассу. В такой компании невозможно получить нормальные выплаты, находясь на больничном, женщинам — в декретном отпуске. А в одном месте мне предложили космическую заработную плату, интересные командировки и сразу сказали, что я им подхожу. После собеседования я выяснил, что эта организация существует только на бумаге и даже не платит налоги. Нынешнее место работы меня полностью устраивает: стабильный график, стабильная белая зарплата, полный социальный пакет».

Без отдыха и продыха

Рабочий день продавца продолжается 10-12 часов, все это время приходится проводить на ногах — бегая по залу или стоя за прилавком. Кроме того, продавцам приходится целыми днями общаться с людьми. Получать удовольствие от этого процесса по 12 часов в сутки могут только единицы. Остальные рано или поздно узнают, что такое синдром профессионального выгорания: когда искреннее желание помочь покупателям сменяется полным равнодушием. Добавьте сюда материальную ответственность, необходимость зорко следить за активно снующими по залу покупателями — и вы поймете, почему продавцы так быстро увольняются даже из отличных магазинов.

Но все названные трудности профессии неизбежны. Как пилот соглашается получать повышенные дозы радиации в полетах, так и продавец выбирает свою профессию сознательно. Другое дело, если жизнь ему осложняют, нарушая трудовой кодекс. Типичный пример — переработка. Работать до последнего клиента и выходить на работу сверхурочно, заменяя уволившегося коллегу, — частая практика в новосибирских магазинах. Все бы ничего, но за все сверхурочно отработанные часы и дни должны дополнительно платить. Делается это далеко не везде, результат — все новые увольнения.

Марина Шуклина, продавец-консультант, обувной магазин «Эрнест»: «Сложности при поиске работы бывали. Например, однажды я устроилась на работу в канцелярский магазин. В это время был сезон высоких продаж, работа была тяжелая. А когда сезон закончился, мне сказали, что я не подхожу на должность по итогам испытательного срока, и заплатили маленькую зарплату. Сейчас мне работа нравится — подобрался дружный коллектив, платят хорошо и график удобный».

Нас не обманут

Оказаться обманутым тяжело, но полезно! После пары-тройки неудачных трудоустройств неопытные продавцы превращаются в опытных и осваивают ловкие приемы правильного трудоустройства. Первый прием — поиск информации через интернет, знакомство с Черными списками работодателей, с отзывами на форумах и в блогах. Только не забывайте все негативные отзывы "делить пополам". Уволившийся сотрудник склонен во всех проблемах винить только работодателя. В интернете стоит также прочесть информацию о компании в целом, о том, почему ей требуются новые сотрудники: открывается ли новый магазин, расширяется ли старый и т.п. Это поможет вам подготовиться к собеседованию.

Второй и главный прием мудрого соискателя — задавать как можно больше вопросов. Если на собеседовании вас что-то смутило или удивило, не откладывайте вопрос об этом на потом. Прямо спрашивайте, что нужно сделать для получения премии, что значит «ненормированный рабочий день» и так далее. Собеседование — этот момент истины, когда вы должны вызнать максимум информации. Ведь этой компании вы можете "подарить" часть своей жизни.

Третий прием — «опрос очевидцев». Никто не знает мужчину лучше, чем его бывшая жена. Значит, идем с расспросами к бывшим сотрудникам, а затем сопоставляем их «показания» с отзывами нынешних сотрудников. Только не нужно устраивать продавцу на рабочем месте допрос — познакомьтесь как «возможно будущий коллега» и непринужденно расспросите, что в работе сотруднику нравится больше всего, сложно ли работать.

Марина Вяткина, продавец-консультант, магазин бытовой техники «Мир»: «У меня на поиски работы ушла неделя. Если правильно поставить цель и правильно задавать вопросы работодателю, то найти работу легко. Нужно сразу спрашивать о том, что волнует: условия труда, часы работы, оклад, должностные обязанности. Мое первое собеседование в «Мире» длилось долго, причем директор задавал вопросы минут пять-семь, а затем минут сорок вопросы задавала я».

Есть ли жизнь за прилавком

Несмотря на все сложности, в профессии продавца есть свои преимущества. Самое главное — общение с людьми. Если вам повезло не торговать на рынке валенками, а продавать, к примеру, книги, то почувствуйте себя гидом в мире литературы и научитесь давать ценные советы в ответ на вопросы вроде: «А где тут у вас что-нибудь о кулинарии в подарок?» Нельзя товар людям «впаривать» и «втюхивать». Если вы объясните покупателю, почему более дорогая вещь прослужит дольше и ваши объяснения будут правдой, то покупатель еще долго будет благодарен за совет. Опытные продавцы получают удовольствие от работы именно благодаря тому, что чувствуют себя настоящими экспертами по тем или иным товарам.

Марина Вяткина, продавец-консультант, магазин бытовой техники «Мир»: «Меня устраивает работа продавца. У нас длинный рабочий день, но я шла на это осознанно. Все время проводишь на ногах, но это фитнес на работе, за который тебе еще и платят. Например, когда я работала в «Монро», то за год похудела на 13 кг за счет постоянной беготни, и это прекрасно! Я ищу позитивные моменты в работе: важны отношения в коллективе — комфорт на работе человек создает сам. Нужно относиться ко всем с уважением, и люди ответят тем же».

В профессии продавца есть еще одна приятная сторона — зарплата здесь зависит от собственных усилий. Кроме того, для продавцов открыты пути карьерного роста — до управляющих и директоров магазинов. Начать в студенческие годы подрабатывать продавцом и через пару лет после вуза занять руководящую должность в магазине — часто встречающаяся история.

Марина Вяткина, продавец-консультант, магазин бытовой техники «Мир»: «Я в продажах не первый год. Если быть уверенным, знать, чего хочешь, то все получается. Например, первые 10 месяцев в «Мире» я зарабатывала мало, потому что мне никак не удавалось выполнить высокий план. Я не стеснялась спрашивать, почему мало получаю. Мне обоснованно объясняли. Я поставила себе цель зарабатывать больше и добилась этого — у меня появились свои клиенты, продажи выросли».

Что делать и кто виноват

Не всем жалобам продавцов на недобросовестных работодателей стоит доверять. Иногда разочарование работой связано с завышенными ожиданиями. Продавцами часто работают студенты — будущие юристы, экономисты, pr-менеджеры. Они прибегают на работу после лекций в престижном вузе и готовят себя к головокружительной карьере. Конечно же, они не готовы к тому, что «подработка в магазине со шмотками» окажется изнурительным трудом. Впрочем, если магазин создает подходящие условия для студентов, то и они могут подходить к работе ответственно. Как рассказала нам студентка Нелли Хайрутдинова, бывший сотрудник магазина Kenvelo: «Для студента важен удобный график. В Kenvelo мы работали 2 дня через 2, нас отпускали на сессию, на зачеты, так что совмещать удавалось. Мне нравился коллектив — все молодые и веселые. Поначалу тяжело работать — в первый раз после 12-часового рабочего дня просто падаешь. Но потом уже не замечаешь: надел удобную обувь и одежду и работаешь».

Еще одна причина завышенных требований современного соискателя — высокий спрос на продавцов. Новые торговые центры открываются с такой частотой, что в Новосибирске просто не хватает людей, которые бы по образованию, возрасту и жизненным установкам подходят на многочисленные вакансии. В такой ситуации компании или принимают на работу практически всех желающих, или переманивают продавцов у конкурентов. В профессию приходит много неспециалистов, которые часто даже не подозревают, какая именно работа их ждет. А специалисты того и гляди убегут к конкурентам, едва те повысят зарплату.

Галина Федосеева, руководитель отдела персонала новосибирского филиала компании «Мария-РА»: «Спрос на продавцов растет, при этом количество кандидатов на должности продавцов на рынке труда ограничены. Люди этой профессии больше ориентированы на материальные блага, чем на нематериальные. В связи с этим легче укомплектовать штат тем магазинам, где выше заработная плата. Однако нематериальные блага, предоставляемые сотрудникам, также играют большую роль. Сплоченность коллектива, дружеская атмосфера удерживают сотрудников. Мы предпочитаем тех сотрудников, которые настроены на рост в компании. Тех, для кого важна не только материальная сторона в работе, но и карьера».

Больше возможностей сократить текучку кадров у крупных компаний. Как считает Игорь Эйсвальд, директор кадрового агентства «Modern Staff», «снизить текучку можно за счет привлекательного соцпакета, более высокой, чем у конкурентов, зарплаты, корпоративных мероприятий, тренингов. Распространяется практика выплаты бонусов сотрудникам за привлечение на работу друзей. Также сотрудников привлекает престижность компании на рынке труда. Сейчас бум розницы: в 2007 году в Новосибирске открылось множество торговых центров, а в 2008 году откроется столько же». На хорошие места и конкурс среди соискателей бывает высокий. Но раз уж продавцам сегодня повезло оказаться такими востребованными, дело за малым — выбрать достойную компанию и доказать, что она должна выбрать в ответ именно вас!

Комментарии

Добавить комментарий