Программа «Максимум»

Кризис бушует, и кадровый рынок особенно остро ощущает его влияние. В условиях, когда большинству компаний приходится сокращать штат, работодатели делают ставку на высококлассных специалистов. Но что делать тем, кто совсем недавно окончил вуз и еще не успел стать профессионалом? Ответ прост: набираться опыта, и такого, чтобы в будущем ни один кризис не был страшен.

В чем смысл

Каким бы престижным не был вуз, каким бы красным не был диплом, теория остается теорией и без опыта очень быстро теряет свою ценность. Конечно, опыт можно приобрести: год в одной компании - и я уже разбираюсь в предмете, пару лет в другой – отлично знаю рынок, еще год в следующей – подтянул английский и выполнил пару сложных проектов, за полгода в четвертой - прошел сертификацию и получил первое повышение. Получать профессиональные навыки и знания по частям молодому специалисту, увы, невозможно. Нужно искать такой вариант, при котором год работы идет за три, но не потому, что работать приходится в две смены. Необходимо найти ту компанию, которая готова вкладывать в развитие персонала время и деньги, то есть растить из молодых специалистов настоящих профессионалов. А это, как уверяют эксперты, дорого стоит: «Иногда для сотрудника без опыта то обучение, которое дает компания, может с лихвой компенсировать небольшую заработную плату, - считает Галина Наговицына, директор центра Эрфольг. – Осознавая это, некоторые выпускники предпочитают работе в небольшой фирме за приличные деньги крупную компанию с относительно невысоким окладом, но большим развитием и перспективами».

Зрим в корень

Перспектива и развитие - понятия довольно расплывчатые, но за ними скрываются конкретные вещи. Например, предварительное обучение, которое проходят новички в производственных компаниях - это и есть весьма полезная практика, потому что в вузе не научат так разбираться в каждом конкретном оборудовании.

«В крупных компаниях предварительный курс обучения, как правило, включает в себя изучение компании, ее истории, структуры, стандартов, знакомство с продуктом, с которым придется работать, знакомство с подразделениями и сотрудниками, – рассказывает Маргарита Тяжова, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании Avanta Personnel. – Затем следует практика: выезд с опытными специалистами на реальные объекты к клиенту, работа на производстве под присмотром наставника и далее».

Чтобы обучение дало реальные результаты, оно должно быть ориентировано на ваши потребности

Несмотря на скептическое отношение некоторых сотрудников к вводных курсам, это обучение принесет пользы больше, чем любое другое. «Большинство инженеров технической поддержки приходят к нам совсем «зелеными», – рассказывает Юлия Белова, руководитель отдела по работе с персоналом компании Parallels Novosibirsk. - После трехмесячного курса обучения они становятся полноценными специалистами, начинают разбираться в сложных программных продуктах компании, получают навыки администрирования систем Linux и Windows, а также могут оперативно решать технические проблемы, в том числе консультировать иностранных клиентов».

Сплошная выгода

Вводный курс, безусловно, является хорошей практикой, но в серьезных компаниях обучение на этом не заканчивается. И здесь существует масса возможностей получить новые знания и опыт - от курсов «Word и Excel для продвинутых пользователей» и до стажировок за границей.

Крупные работодатели проводят для сотрудников семинары по новым продуктам и технологиям, предлагают за счет компании пройти тренинги по углубленному изучению программ. Например, специалисты компании Parallels регулярно проходят сертификацию у ведущих мировых вендоров, таких как Microsoft, Intel, Apple, так как в процессе работы им приходится активно использовать их решения и технологии. Финансовые компании иногда оплачивают своим сотрудникам прохождение международной сертификации, например, ACCA и CFA. Менеджеры по продажам регулярно посещают тренинги по налаживанию контакта с клиентом, определению потребностей. Большинство работодателей заинтересованы и в личностном росте своих специалистов, поэтому проводят тренинги по разрешению конфликтов, развитию стрессоустойчивости, обучают деловому этикету, иностранному языку. «Если в компании рабочим языком считают иностранный язык, то руководство оплачивает языковые курсы тем сотрудникам, которым необходимо повысить уровень», – комментирует Маргарита Тяжова.

Обучаться и развиваться можно не только на курсах и тренингах, но и у своих коллег. «Обучение и развитие – это совсем не обязательно прохождение специализированных тренингов или мастер-классов у внешних провайдеров, - уверена Юлия Белова. – Это еще и обмен знаниями внутри компании: коучинг и наставничество, обмен опытом между отделами, корпоративные базы знаний и специализированные библиотеки».

Будь готов!

Конечно, ни один работодатель в здравом уме и твердой памяти не скажет, что в его компании нечему учиться и некуда расти. Просто в каждой конкретной фирме под обучением и развитием подразумевают разные вещи. Задача молодого специалиста - определить, с каким багажом он выйдет из этой компании через пару лет. Но Галина Наговицына советует: прежде чем узнавать, насколько серьезно работодатель вкладывается в своего сотрудника, задать себе вопрос – а важно ли это для меня, готов ли я к этому. Ведь обучение требует времени и сил, к тому же, если компания много вкладывает в сотрудников, значит, она и требует соответствующей отдачи.

Чтобы опыт и полученные знания преобразовались в новые умения и навыки, активно применяйте их на практике

Если трудности не пугают, можно приступать к изучению приглянувшейся компании. По мнению Юлии Беловой, компании, действительно вкладывающие ресурсы в обучение сотрудников, не упустят возможности рассказать вам об этом на собеседовании. Объективность услышанного всегда можно проверить, заглянув в СМИ и интернет: все ли так хорошо, как об этом говорят. «Обращайте внимание, в каких учебных программах участвует компания, проводит ли открытые семинары, тренинги, сотрудничает ли с вузами, основывает ли стипендиальные программы».

Выбери меня

Но попасть в компанию, которая вкладывается в сотрудников, еще не значит стать объектом инвестиций. К тому же, сегодня ни для кого не секрет, что в условиях кризиса компании в первую очередь сокращают расходы на развитие персонала: вложения в свое развитие получат только самые перспективные сотрудники. Чтобы работодатель захотел именно в вас инвестировать деньги и время, особенно важно доказать свой потенциал, завоевать доверие. «Компании заинтересованы в обучении тех, кто не кладет полученные знания на полку, а активно использует их в работе, - считает Юлия Белова. – Читайте книги по профессиональной тематике, обсуждайте их с коллегами, расширяйте сеть рабочих контактов, ответственно готовьтесь к сертификации. Ваше стремление к обучению и развитию обязательно должно быть подкреплено конкретными действиями. Например, если вы программист, можно начать с онлайн-сертификации, такой как BrainBench или RetraTech».

Маргарита Тяжова советует найти человека, давно и успешно работающего в компании. «Спросите, можно ли к нему обращаться с вопросами, и при согласии не злоупотребляйте его вниманием, не будьте навязчивы, – рекомендует Маргарита. – Кроме того, дозируйте обучение. Обязательно применяйте полученные знания на практике, чтобы понять, что получается, а что нет, какие методы обучения подходят именно вам. Учитесь осознанно: для начала определите, как это пригодится вам, что вы можете получить от этого обучения - иначе все ваши усилия напрасны».

И в заключении, небольшой совет. Конечно, компании не бескорыстно вкладывают средства в развитие сотрудников, они рассчитывают на отдачу в виде качественной работы и преданного отношения. Но часто они страхуют свои риски с помощью учебного договора. В нем прописывается, какой срок должен отработать сотрудник в компании после прохождения бесплатного обучения, и какую часть затрат ему придется возместить в случае досрочного увольнения. Как правило, эти условия справедливы, но все же, при трудоустройстве уточните, во сколько вам обойдется бесплатное обучение.

Комментарии

Добавить комментарий