Время бесплатного обучения прошло

Докризисные «жирные» годы были приятны во всех отношениях. В том числе в плане бесплатного обучения. Всевозможными тренингами и семинарами компании «кормили» сотрудников до отвала, причем совершенно бесплатно. С наступлением кризиса халяве пришел конец. Бюджеты на обучение «порезали» в первую очередь. Учат ли компании сегодня сотрудников бесплатно? И светит ли нам бесплатное обучение в 2010 году?

Режем бюджеты нещадно

В 2009 году компании стремились максимально сократить расходы на обучение. И старались оставить только те обучающие мероприятия, которые могут непосредственно влиять на прибыль и выживание компании. Например, сократив бюджеты на обучение бухгалтеров, финансистов и других сотрудников бэк-офиса, компании продолжают обучать продавцов и менеджеров по продажам, от работы которых зависит прибыль компании.

Такие результаты были получены в ходе опроса менеджеров по персоналу, проведенного газетой «Работа для Вас» в декабре-январе 2009-2010 годов. В опросе приняли участие более 100 менеджеров по персоналу компаний, занимающихся оптовой торговлей, ритейлом, общественным питанием, производством и строительством. При этом около половины опрошенных представляют компании численностью до 100 человек, 20% — от 100 до 300 человек, четверть — это компании с численностью более 300 сотрудников.

57% компаний сократили расходы на обучение персонала, а 9% — отказались от обучения сотрудников вообще. Одна из компаний в качестве меры по сокращению расходов предложила сотрудникам самостоятельно оплачивать половину стоимости обучающих мероприятий. Лишь 2% опрошенных отметили, что в 2009 году расходы на обучение персонала возросли.

Второй важнейшей тенденцией стал отказ от услуг внешних тренеров и переход к использованию внутренних ресурсов. Если в 2008 году компании с удовольствием привлекали сотрудников различных тренинговых компаний, то в 2009 году предпочли обойтись обучающими мероприятия собственных тренеров (9%). 16% опрошенных сообщили, что именно в 2009 году создали внутреннюю систему обучения.

Внутреннее обучение: какое оно

В 2009 году многие компании впервые всерьез занялись созданием внутренней системы обучения. Потерявшие работу бизнес-тренеры трудоустраивались в качестве внутренних тренеров в компании. Многие опрошенные отметили, что в 2009 году впервые стал ключевым вопрос результативности обучения. Каждое обучающее мероприятие оценивалось с точки зрения конкретной пользы, которое оно принесет компании. Важной стала ориентация на результат: сотрудники проходят обучение — получают конкретные навыки — применяют — приносят прибыль. Вот схема, которая стала актуальной. Были введены системы посттренингового сопровождения, более строгим стал контроль результатов обучения. Некоторые компании отметили даже, что 2009 год стал годом качественного роста эффективности обучения в компании. «Кризис пошел нам на пользу, система обучения стала более направленной на результат», — признался один из опрошенных.

Качественные изменения проявились в разработке новых обучающих программ, в том числе компьютерных. Вместо командировок, выездных мероприятий шире стало применяться дистанционное обучение, видео-конференции. В крупных компаниях огромные массивы информации сегодня размещены на внутренних сайтах: в любое время можно зайти и на собственном рабочем месте посмотреть видеофайл с записью тренинга или пройти компьютерный обучающий тренинг по тайм-менеджменту. Для внутренних тренеров 2009 год стал годом разработки более сложных и разнообразных тренингов, для различных категорий сотрудников.

Семь из десяти компаний проводят наставничество в различных формах. Шесть из десяти — проводят тренинги внутренних специалистов. Только меньше половины приглашают внешних тренеров. И лишь треть — проводят выездные обучающие мероприятия. Изредка встречаются и другие формы обучения: коучинг, стажировки, бизнес-игры. Крупные компании используют одновременно различные формы обучения — от дистанционных программ до выездных конференций, в которых одновременно принимают участие сотрудники из филиалов компании со всей страны.

Яна Мартьянова, HR-менеджер компании TELE2 Новосибирск, рассказала нам о системе обучения в компании: «В компании используются самые различные формы обучения, в том числе тренинги, семинары, наставничество. Для каждого направления (технические специалисты, коммерция) проводятся выездные тренинги для обмена опытом. В 2010 году планируем использовать дистанционное обучение по интернету, будем привлекать как собственные, так и внешние ресурсы».

Крупные компании уже на протяжении многих лет совершенствуют внутреннюю систему обучения, так что кризис эту систему никак не затронул. «Для обучения сотрудников мы используем как внутренние ресурсы компании, так и услуги привлеченных организаций, — рассказывает Татьяна Ковтун, начальник отдела по работе с персоналом завода «Балтика-Новосибирск». — На «Балтике» с 2006 года работает свой корпоративный учебный центр, который предоставляет внушительный список внутренних и внешних тренинговых и обучающих программ. Для реализации обучения мы привлекаем не только внешних консультантов, но и непосредственно сотрудников компании, которые перед проведением внутренних курсов проходят специальную подготовку. Более того, в корпоративном учебном центре есть работники, имеющие квалификацию бизнес-тренеров, которые сами разрабатывают и ведут программы обучения».

Обучаем только прибыльных сотрудников

Бюджеты на обучение похудели, но если вы устраиваетесь работать менеджером по продажам или продавцом, то почти наверняка вам предстоят какие-либо обучающие мероприятия, хотя бы занятия с наставником. А в крупных компаниях продавцы проходят серию обучающих мероприятий: от ознакомительных презентаций «О компании» до тренингов по продажам. 46% опрошенных сообщили, что обучают менеджеров по продажам.

От продавцов зависит прибыль, так что их обучают в первую очередь. Вторая категория сотрудников, от которых напрямую зависит эффективность бизнеса, — это, конечно же, руководители разного уровня. Как сообщили 36% опрошенных, у них в компаниях предусмотрены различные обучающие мероприятия для управленцев среднего звена. Топ-менеджеров обучают 21% компаний.

Среди других сотрудников, обучение которых признается необходимым даже в кризисные времена, — бухгалтеры, юристы. Квалифицированность этих специалистов позволяет компании снизить риски, связанные с судебными разбирательствами и административными штрафами. Грамотный юрист — гарантия надежности правовой стороны ведения бизнеса. Бухгалтер — финансовая броня компании. Так что по мере необходимости этих сотрудников отправляют на обучение.

Некоторые компании сообщили также, что у них предусмотрено обучение для инженеров, официантов и поваров, менеджеров смены и управляющих. Крупный фармдистрибьютор сообщил, что проводит обучение практически для всех категорий сотрудников — от работников склада и логистов до бухгалтеров и HR-менеджеров, поскольку кризис не повлиял на уже много лет работающую систему обучения.

Абсолютное большинство обучающих мероприятий проводится собственными силами. К услугам внешних тренеров прибегают в том случае, когда речь идет об обучении топ-менеджеров, технических специалистов, PR-специалистов, HR-менеджеров. «Внешних провайдеров чаще привлекаем при обучении по темам PR, управление персоналом, юриспруденция, международные стандарты финансовой отчетности, — рассказывает Яна Мартьянова, HR-менеджер компании TELE2 Новосибирск. — Для обучения технических специалистов также привлекаются внешние провайдеры. Например, для работы на оборудовании Nokia обучение проводит Nokia. Высшее руководство проходит тренинги по английского языку, специализированные курсы типа “директор по персоналу”».

Прогноз-2010

Более половины опрошенных заявили, что в их компаниях не планируются какие-либо существенные изменения в системе обучения. Бюджеты на обучение в 2010 году по-прежнему останутся скромными. Однако будет совершенствоваться внутренняя система обучения. Будет расширяться сфера применения дистанционных тренингов и самообучения с помощью компьютерных программ.

Ключевым для компаний останется вопрос возврата инвестиций в обучение сотрудников. Сколько рублей вернется компании с каждого рубля, вложенного в тренинг? Ответа на этот вопрос по-прежнему нет. Так что остается поверить дипломату и ученому Бенджамину Франклину, который еще в 18 веке сказал: «Инвестиции в знания всегда приносят наибольший доход».

Комментарии

Добавить комментарий