Опасения нарваться на мошенников на рынке труда и постоянный поток негатива в СМИ приучили нас к тому, что платить за любые услуги при трудоустройстве слишком рискованно. Но однозначный отказ от платных услуг лишает нас многих возможностей. Давайте попробуем просто разобраться, что именно покупаете, сколько это должно стоить и какой иметь результат.

Если вы возьмете на себя труд проанализировать несколько публичных заявлений, сделанных известными кадровыми агентствами, то легко заметите один из самых популярных тезисов: «Мы за свои услуги денег с соискателей не берем». А между строк читается призыв с подозрением относиться к любым организациям, которые предлагают соискателю за что бы то ни было платить. Не отстают и журналисты, чуть ли ни каждый день выпускающие в свет тексты и сюжеты с историями о том, как какая-нибудь контора опять взяла деньги с сотен соискателей, наобещала с три короба и обманула «заказчика».

И в итоге мы имеем сложившийся стереотип - если на рынке труда за что-то просят заплатить, то, почти наверняка, это - мошенники. Такой подход серьезно ограничивает наши возможности. В действительности на рынке труда существует немало услуг, которые мы с вами можем оплатить и выгодно использовать в своих интересах. Нужно только уметь выбирать.

По ту сторону прилавка

Первая категория «продавцов» на этом рынке – собственно, классические кадровые (рекрутинговые) агентства, которые зарабатывают основные деньги на подборе специалистов и смежных кадровых услугах. До кризиса большинство из них давали консультации и помогали соискателям бесплатно, потому что такая практика способствовала успеху основной деятельности. Теперь поток соискателей увеличился, и часть агентств решила на этом зарабатывать.

Вторая категория - частные консультанты и агентства по трудоустройству. Существование агентств по трудоустройству – отдельный вопрос на рынке кадровых услуг. Суммы, которые готовы платить соискатели, очень небольшие, и полноценно такой бизнес может работать только при очень плотном потоке заказчиков. Поэтому такие агентства в чистом виде, не совмещающие услуги для соискателей с услугами для работодателей, редкость. А вот частных консультантов – бывших менеджеров по персоналу, карьерных консультантов, ушедших в «свободное плавание» рекрутеров - в последнее время становится все больше. Единственное, что можно сказать про эту группу «продавцов», - с ними немного меньше гарантий, но это не означает, что качество услуг будет ниже.

Суммы, которые готовы платить соискатели, очень небольшие, и полноценно такой бизнес может работать только при очень плотном потоке заказчиков.

«Рынок платных услуг для соискателей плохо структурирован, - признается Анна Семенова, карьерный консультант. – Федеральные кадровые агентства на нем не работают: им это неинтересно ни по деньгам, ни по перспективам; «регионалы» - другое дело. Но они рассматривают данное направление как дополнительное, серьезно в него не вкладываются. Суть их «послания» соискателям такова: звоните, приходите - что сможем, сделаем».

По мнению эксперта от общения с большинством предлагающих услуги соискателям агентств складывается впечатление, что четкого списка платных услуг для соискателей у них нет. Если вас что-то интересует - то, скорее всего, такую услугу вам окажут. Причина такого положения дел проста – многие подобные услуги: редакцию резюме, анализ рынка по отдельной специальности, рекомендации по построению карьеры и т.д. сотрудники агентств итак делают в рамках заказа для работодателя. Рынки смежные, вопрос только в том, кто платит деньги: работодатели или соискатели.

Огласите весь список

Платные услуги для соискателей можно условно разделить на три группы. Оформление профессионального портрета - первая вариация. Сюда, прежде всего, относится составление профессионального (возможно, в разных вариантах) резюме, а также такая услуга, как карьерный коучинг. Иными словами, все то, что помогает сформировать четкий и понятный профессиональный портрет для презентации себя рынку труда.

Стоимость профессионального составления резюме традиционно колеблется от 200 до 1000 рублей. Это включает в себя беседу исполнителя с заказчиком по тексту уже имеющегося резюме, уточнение необходимой информации, если ее нет в предоставленном тексте, и после сдачи итога - комментарии по его содержанию, чтобы вы понимали что и почему исправлено или написано заново.

Консультационные и обучающие услуги. Например, сбор сведений об уровне заработных плат в вашей специальности в зависимости от квалификации или консультации по ситуации в интересующем вас сегменте рынка труда. Популярным вариантом такого вида услуг является тренинг по прохождению собеседования. Подобный тренинг часто проводят коллективно, формируя группу из желающих; вилка цен при таком варианте – от 500 до 1800 рублей с человека за тренинг продолжительностью около двух часов.

«Соискателю обычно предлагают сразу «пакет» услуг, - уточняет Игорь Сеченов, координатор проекта «Карьерный старт». - Например, в одном из агентств, насколько мне известно, рублей за 300-350 вам помогут составить резюме, еще рублей за 150 разошлют его по кадровым агентствам, по работодателям такая рассылка будет стоить 500 рублей. Еще за 500 рублей – для вас проведут выборку подходящих вакансий в электронных и печатных СМИ».

Насколько оправдано использование такого пакетного предложения, надо решать в каждом конкретном случае. К примеру, тренинг по прохождению резюме купить стоит большинству соискателей, а вот, скажем, «поддержание» вашего резюме на работных порталах - услуга довольно сомнительная и актуальная только для людей, вообще не имеющих выхода в Интернет. По наблюдениям экспертов, чаще всего, соискатели и покупают "составление резюме", так как это наиболее понятная и конкретная услуга. Популярность набирает также практикум по прохождению собеседования в виде ролевой игры.

Мы вас трудоустроим

Третья категория, самая заманчивая для каждого ищущего работу – услуги по трудоустройству. Иными словами, вы нанимаете себе агента по трудоустройству, который «продвигает» вас различными способами: как через «бесплатных посредников» (работные порталы и кадровые агентства), так и через свои личные связи. Результатом такого «продвижения» должно стать ваше трудоустройство. Если вы общаетесь с агентством, то заключаете с исполнителем срочный или бессрочный договор, и в его рамках прописываются действия, которые представители агентства должны предпринять, контрольные сроки и условия оплаты.

«К сожалению, в большинстве случаев, сам процесс «продвижения» происходит довольно пассивно. Это выливается в следующую ситуацию: вас в качестве кандидата будут держать в базе агентства до тех пор, пока не найдется подходящий работодатель с заказом. И тогда вас ему «продадут», получат с работодателя деньги за подбор, а с вас - деньги за ваше трудоустройство, - рассказывает Ирина Полетаева, pr-менеджер, имеющая опыт покупки подобных услуг. - Именно по этой причине далеко не всех соискателей «берут в работу». Сначала вы присылаете в агентство резюме, вас оценивают с точки зрения того, насколько выгодно и оперативно вас удастся «продать», и решают, будут ли вами заниматься».

В качестве кандидата вас будут держать в базе агентства до тех пор, пока не найдется подходящий работодатель с заказом. И тогда вас ему «продадут»

Если подойти к вопросу прагматично, то, наверное, не так важно, получит ли агентство гонорар за вас с работодателя или нет, если оно выполнит условия договора с вами. Однако здесь есть один щекотливый вопрос – вопрос сроков и порядка оплаты. Нередки случаи, когда агентство предлагает оплатить часть услуг, входящих в процесс вашего трудоустройства, вперед. К примеру, вот одно из реальных предложений: клиент-частное лицо заключает с агентством договор сроком на 6 месяцев и платит аванс 1000 рублей. Консультант агентства ищет клиенту работу и периодически отчитывается перед ним. Если со стороны работодателей предложений вам сделано не было за 6 месяцев вообще, то вам возвращается 50% аванса, еще 50% вычитаются в счет услуг, оказанных в рамках продвижения (например, то же составление резюме).

Тонкость в том, что, по словам консультанта этого агентства, у которого была проведена «контрольная закупка» услуги, ситуации возврата денег не было ни разу. Если предложение было сделано, но вы не прошли по конкурсу у самого работодателя – это уже ваши проблемы, аванс остается у агентства. А вот если все же прошли по конкурсу и трудоустроились - платите агентству один месячный заработок тремя равными частями в течение 3-х месяцев после выхода на работу.

«В такой ситуации нужно очень четко понимать, за что и сколько вы готовы платить, - подчеркивает Анна Семенова. - Если вы покупаете информационные услуги или обучение, то вы платите за информацию, а не за трудоустройство. Продавец вправе установить свою цену и, в случае вашего согласия, получить деньги вперед. При этом никто не может вам гарантировать результат, так как с правовой точки зрения вам оказываются информационные или консультационные услуги. Вы покупаете у исполнителя информацию. А как вы ею распорядитесь, таков и будет результат».

Комментарии

Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Добрый вечер, коллеги.

По поводу "Мы вас трудоустроим" готов поспорить с Ириной Полетаевой, на рынке есть несколько так называемых Агенств по трудоустройству (не буду делать рекламы), которые:
1. активно продвигают соискателей;
2. не берут денег с работодателя абсолютно!!! что для него выгодно!!! и в условиях ситуации дефицита предложения!!!
3. в качестве гонорара берут часть ЗП уже сотрудника!!! Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Дополню - последний абзац - "в яблочко"!!!
Отличная статья, но не раскрыты все возможные варианты ...
К соискателям рекомедация - будьте внимательны: форумы, бесплатные консультации придуманы для того, чтобы Вам помогать, используйте их ресурс!!!
Работодатель узнает рекомендации, делайте тоже самое!!! Особенно относительно небольших Компаний и Агенств описываемых в данной статье!!! Ответить
Если вопрос стоит так: "Зачем мне платить за то, что я могу сделать сам? Действительно, незачем :)

Перед тем как выставить машину на продажу, вы ее помоете, поменяете детали, правда? Исходим из предположения, что вы заботливый и рачительный хозяин и глобальных неисправностей у машины нет. Это можно сделать совершенно самостоятельно и наверняка качественно (вариант - я сам). Не нарушив экологии - тут не факт (я в гараж, дорогая, не теряй меня), получив блеск как на выставке в автосалоне, снова не факт.

Можно отдать машинку профессиональному продавцу, у которого скорее купят (угадайте кто из перечисленных в статье подойдет под этот вариант).

А если главная ценность в том чтобы продать самому? Свою машину - самому, быстро и выгодно, да еще и получив опыт красивой продажи? Тут уже стоит подключить воображение и выбрать эксперта, который и займется "предпродажной подготовкой".

Проверять подходит ли вам эксперт вы будете объясняя, что нужно показать с выгодного ракурса вашу эксклюзивную модель которой нет в городе, что никто не знает что за аэротурбомегананомобиль вы продаете, что он вам достался в наследство и всегда был с вами. Спрос есть в городе? спросите вы, сколько раз вы продавали турбомобили и как долго длятся тест-драйвы, спросите вы.

Так что вопрос скорее о преимуществах, которые получит человек, выбравший в помощники профессионала. И это прекрасно, если есть возможность оплатить его услуги, еще лучше, если есть осознанное желание выиграть во времени, приобрести новый опыт и получить необходимый результат. Ответить
Комментарий был удалён

Добавить комментарий