Инкубатор для кадров1

Осенью прошлого года в Новосибирской области утвердили программу государственной поддержки Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий на 2013-2017 годы. На эти цели из федерального бюджета будет выделена 150-миллионная субсидия. Данные средства, как отмечают в региональном правительстве, будут направлены на создание инновационной инфраструктуры по данной тематике.
Инкубатор для кадров

Впрочем, Новосибирску не начинать с нуля. Развитие инноваций и всего того, что этому способствует, является одним из основных приоритетов. Реформирование средне-профессионального образования, открытие пятидесяти инженерных классов в средних образовательных учреждениях, ресурсных центров, оснащённых современным оборудованием, образовательных консорциумов, бизнес-инкубаторов – всё это является тем самым заделом, благодаря которому инновационная среда должна обогатиться кадрами, обладающими инженерными навыками, новыми компетенциями и креативным мышлением. 

Zoomer

Весной в приборостроительном бизнес-инкубаторе Академпарка открылся учебный центр Zoomer. Здесь созданы комфортные условия, позволяющие на основе современных технологий выполнять быстрое прототипирование, обеспечивать изготовление опытных образцов, проводить исследования и испытания. 

«Необходимо спровоцировать интерес школьников к научно-техническому творчеству, помочь ребятам научиться формировать и развивать собственные идеи, - такой видит задачу, стоящую перед учебным центром Zoomer, его руководитель Ксения Никонова. - Даже название нашего центра неслучайно. Это некая точка входа в мир инжиниринга».

Другими словами, на образовательно-технологической платформе будут взращиваться кадры для компаний, занимающихся наукоёмким производством. А таких в Новосибирске немало.  

Резидентами Технопарка являются 272 компании, где работают 7 700 человек

Сокращая дефицит инженерных кадров, например, посредством целевой контрактной подготовки, крупные игроки на рынке наукоёмкого бизнеса столкнулись в своей деятельности с нехваткой сильных менеджеров и разработчиков проектов.

Так, руководителям компаний-резидентов Академпарка «Тион» и «Prototypster» пришла идея подготавливать и повышать квалификацию специалистов в области инжиниринга. В аудиторию Zoomer с первых дней открытия стремятся студенты, школьники и резиденты приборостроительного бизнес-инкубатора Академпарка. Весной 20 студентов физического факультета НГУ прошли обучение в центре по курсу, направленному на формирование у слушателей понимания процессов создания нового продукта - от идеи до материального воплощения изделия. «Зачастую молодые люди не знают, что им создать. Необходимо заполнить эту пустоту, научить их анализировать то, что происходит вокруг, создавать свои вещи и дать возможность увидеть свою идею в реальности», - говорит Ксения Никонова. 

В этом, как считает директор компании «Тион» Дмитрий Трубицын, помогает уникальное оборудование, установленное в учебном центре. Zoomer представляет собой несколько аудиторий, оснащенных 3D-принтерами, трехмерным сканером, слесарным участком с токарным и фрезерным станками, плоттером и станком лазерной резки. В работе центра предусмотрено два основных направления – инжиниринг с 3D-проектированием и разработка электронной «начинки» для широкого класса устройств. 

Возможно, сначала навыки, полученные в центре, пригодятся, чтобы создать интересный сувенир – например, 3D-модель своего друга, то в дальнейшем знания можно будет применить в машиностроении, приборостроении, промышленном дизайне. 

В настоящее время резиденты Академпарка совместно с министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области запускают программу магистерской подготовки в области приборостроительного инжиниринга. Она рассчитана на два года. В течение всего этого времени студенты будут работать над реальными проектами резидентов Академпарка под научным руководством специалистов-практиков. С первого дня работы в магистратуре студент должен стать сотрудником компании и участвовать в реальных задачах по созданию новых технологий и приборов. Первый набор в магистратуру в области приборостроительного инжиниринга пройдёт уже в июне этого года, а в сентябре студенты приступят к занятиям. Количество мест по данной специализации будет определено после собеседований с претендентами. К обучению также будут приглашены студенты НГТУ. 

Коворкинг

Ещё одним местом, где молодые люди могут попробовать свои силы и повращаться в инновационной среде, стал коворкинг Академпарка. Это современный офис, оборудованный рабочими местами «open space» и всей необходимой инфраструктурой, предназначен для начинающих предпринимателей. Он расположен на тринадцатом этаже Центра коллективного пользования. Тысяча квадратных метров вмещает 60 рабочих мест, зоны для отдыха, переговорные комнаты и кухня. Арендовать рабочее место здесь может любой желающий. 

1000 квадратных метров для 60 рабочих мест

«Здесь могут расположиться проектные команды, которые ещё не попали в бизнес-инкубаторы. Мы также ждём людей творческих и экономических специальностей, очень важных для Академпарка: маркетологов, юристов, бухгалтеров, дизайнеров, художников – всех, кто хочет быть в среде Академпарка. Это пространство открыто для активных и целеустремленных профессионалов», – говорит исполнительный директор фонда «Технопарк Академгородка» Алексей Логвинский. 

Первыми пользователями коворкинга стали победители Зимней школы Академпарка 2014. Одиннадцать стартап-команд получили приглашение в бизнес-инкубаторы, но пока шло оформление документов, они могли  бесплатно пользоваться рабочими местами в коворкинге.

Учить учащихся

Уже 26 новосибирских компаний, в том числе резиденты Академпарка, прошли отбор в программу сетевой межвузовской магистратуры, которая даст молодым специалистам возможность приобрести опыт работы над реальными проектами, а hi-tech предприятиям – «вырастить» для себя ключевых сотрудников. В первый набор будет отобрано около 50 студентов разных специальностей. Как сообщили в пресс-центре Академпарка, этот уникальный для России проект реализует «Новосибирский региональный ресурсный центр», созданный в 2013 году при областном министерстве образования, науки и инновационной политики. По мнению руководителя центра Павла Французова, в Новосибирской области есть наука, инновации, образование и производство, но не хватает взаимосвязи между ними.

Есть наука, инновации, образование и производство, но не хватает взаимосвязи между ними

«С нашей точки зрения, эта связка должна быть основана на проектном образовании, когда студент входит в реально работающий проект и в нём учится работать, получая при этом академические знания в вузе. Войдя в инновационный проект, человек оказывается на передовом рубеже развития технологий, где ему необходимы научные разработки – так помимо бизнеса в образование привлекается и наука», – приводит слова Французова пресс-центр Академпарка. 

Продолжением этой темы может служить открытие отраслевых ресурсных центров, которые, по сути, стали той самой связкой между производством и образовательным учреждением. Сегодня в регионе работают девятнадцать центров, созданных на базе  профессиональных образовательных учреждений, подведомственных минтруду области. В прошлом году создано два центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в сфере микроэлектроники и информационных технологий. 
Насколько эффективна такая работа, можно судить по показателю уровня трудоустройства выпускников ПТУ. В прошлом году 74 % нашли работу, 24 % призваны в армию или продолжили дальнейшее обучение. 
Как считают в областном правительстве, по примеру системы среднего профессионального образования должны измениться и систему высшего образования. Одним из таких шагов стало создание консорциумов. В марте принято решение о формировании научно-производственного образовательного кластера энергетической отрасли Новосибирской области. Его организаторы считают, что он необходим, прежде всего, для интеграции образования, науки и производства и практического внедрения инновационных решений. Договор о сотрудничестве по созданию консорциума с минтрудом подписали Сибирский университет путей сообщения, автотранспортный колледж, техникум автосервиса и дорожного хозяйства и профессиональный лицей № 10 им. Н.И. Лунина. 
В регионе уже успешно действуют научно-образовательные консорциумы в области авиастроения и сельскохозяйственной отрасли, где осуществляется интеграция профессиональных программ разного уровня, объединение научных, производственных организаций для подготовки квалифицированных специалистов. 

Продолжением этой темы может служить открытие отраслевых ресурсных центров, которые, по сути, стали той самой связкой между производством и образовательным учреждением. Сегодня в регионе работают девятнадцать центров, созданных на базе  профессиональных образовательных учреждений, подведомственных минтруду области. В прошлом году создано два центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в сфере микроэлектроники и информационных технологий.

Насколько эффективна такая работа, можно судить по показателю уровня трудоустройства выпускников ПТУ. В прошлом году 74 % нашли работу, 24 % призваны в армию или продолжили дальнейшее обучение. 

Как считают в областном правительстве, по примеру системы среднего профессионального образования должны измениться и систему высшего образования. Одним из таких шагов стало создание консорциумов. В марте принято решение о формировании научно-производственного образовательного кластера энергетической отрасли Новосибирской области. Его организаторы считают, что он необходим, прежде всего, для интеграции образования, науки и производства и практического внедрения инновационных решений. Договор о сотрудничестве по созданию консорциума с минтрудом подписали Сибирский университет путей сообщения, автотранспортный колледж, техникум автосервиса и дорожного хозяйства и профессиональный лицей № 10 им. Н.И. Лунина. 

В регионе уже успешно действуют научно-образовательные консорциумы в области авиастроения и сельскохозяйственной отрасли, где осуществляется интеграция профессиональных программ разного уровня, объединение научных, производственных организаций для подготовки квалифицированных специалистов. 

 

Комментарии

мне все нравится. Ответить

Добавить комментарий