Незаконная штрафная2

Одновременно с системой мотивации многие современные работодатели разрабатывают и систему штрафов, чтобы кнут и пряник вдвойне стимулировали сотрудников к эффективной работе. В таких компаниях считают, что учиться на ошибках можно, только ощутив их серьезность на собственном кошельке. Но, обнаружив в конце месяца вычет, сотрудники все чаще задумываются о законности такого наказания. Насколько правомерна и эффективна система штрафов на работе, разбиралась корреспондент еРаботы.
Незаконная штрафная

Человек и закон

Трудовой кодекс Российской Федерации в вопросах, касающихся штрафов, суров и непреклонен: штрафы являются мерой административного воздействия и в отношении работников не применяются. В случае, если работник не исполнил или ненадлежаще исполнил по своей вине возложенные на него трудовые обязанности, работодатель вправе применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям. Такого взыскания как штраф, закон не указывает.

«Однако стоит учитывать, что если мы заменим слово «штраф» на «удержание», то проблема перестанет быть однозначной, – говорит юрист юридической фирмы «Ветров и партнёры» Зоя Левашева. – Как правило, заработная плата состоит из базовой и премиальной части. Удержания из базовой части допускаются только в строго установленных случаях, предусмотренных ст. 137 ТК РФ (например, счётная ошибка, неотработанный использованный отпуск при увольнении и т.д.). Любые другие удержания, связанные с нарушением дисциплины труда не допустимы. А вот удержания с премиальной части возможны в том случае, если данная премия вообще начисляется работнику. И речь скорее идет не об удержании, а о невыплате премии».

Удержания из зарплаты допустимы в строго установленных случаях, предусмотренных ст. 137 ТК РФ

Иными словами, самого понятия «штраф» в Трудовом кодексе нет и вычитать любую сумму из оклада законом запрещено. Но если работодатель захочет финансово наказать сотрудника, для этого у него существует рычаг под названием «депремирование или заморозка бонуса». Дисциплинарным взысканием это не является, оформляется, как правило, приказом и прописано в положении о премировании сотрудников.

Что такое хорошо и что такое плохо

По мнению Виктории Музычкиной, территориального директора Сибирь и Дальний Восток  «Kelly Services CIS»,  штрафы и наказания в управлении работой персонала, как и поощрения, необходимы. «При этом, отрицательные мотиваторы часто зависят от уровня мотивации того или иного сотрудника. К примеру, в отношении «синих воротничков», такая мера может быть эффективной, а вот в отношении специалистов или линейных руководителей больший эффект принесёт система поощрения».

Система депремирования сотрудников обычно распространена в крупных компаниях или структурных подразделениях компаний с соответствующей корпоративной системой ценностей. «Как правило, это компании (отделы) с чётко установленными KPI, жёстко поставленными целями, сотрудники которой работают на результат. Например,  фронт-офисы, отделы продаж, подразделения по работе с клиентами», – говорит Виктория Музычкина.

В случае с депремированием сотрудников этих категорий проблем и недопониманий, как правило, не возникает: менеджер по продажам точно знает, что его премия напрямую зависит от того, выполнит ли он план, всё это оговаривается ещё на собеседовании. Но если обратиться к форумам в Интернете, где сотрудники ищут юридической помощи, можно узнать, что в конце месяца недосчитываются круглой суммы не только те, чья заработная плата зависит от выполнения плана продаж. Сотрудников штрафуют за опоздания, посещение социальных сетей, нарушение дресс-кода или корпоративной культуры, нецензурную лексику или курение.

Может, договоримся?

Как правило, работники с пониманием относятся к некоторым категориям штрафов, например, присутствие на рабочем месте в состоянии «после вчерашнего» или разговоры по телефону в торговом зале. Но когда руководители вводят серьезные штрафы за беспорядок на столе, перерасход чернил или использование чистой бумаги вместо черновиков, это вызывает справедливое недовольство.

Основания для лишения премии должны быть закреплены в трудовом договоре или положении о премировании

«Если у работника возникли сомнения по поводу законности действий работодателя, необходимо разобраться с какой части заработной платы произошло удержание. Об этом можно узнать из расчётного листка, – говорит Зоя Левашева. –  Основания для лишения премии должны быть закреплены в трудовом договоре, положении о премировании или ином локальном нормативном акте. В крайнем случае, работник всегда может обратиться в государственную инспекцию труда, где по результатам его обращения инспекция проведёт проверку в организации».

Конечно, никто из работодателей не хочет доводить ситуацию до проверок и судов, и стремятся сделать так, чтобы работник понимал, насколько и за что именно будет уменьшена премия. А для этого размер взыскания должен быть пропорционален нарушению, обоснован и понятен работнику. Если недопонимание всё же возникло, прежде чем обращаться в инспекцию, поговорите с руководством, конструктивный диалог поможет разрешить недоразумения и лучше понять мотивы другой стороны. 

Комментарии

Галина Александровна Лукьянова
В моём общем трудовом стаже, более 20-ти лет приходится на работу в должности главного бухгалтера. Я Вас умоляю и апклинаю всеми святыми! Не позволяйте другим и себе в подобных статьях морочить головы малоопытным и наивным людям такими, на мой взгляд, совершенно безнравственными и провакационными советами о целесообразности обращения по трудовым конфликтам (особенно, по части зарплаты и прочих выплат) за помощью и защитой в наши суды, прокуратуры, полиции и, тем более, в трудовую инспекцию! Ни то, чтобы неоднократно по своей должности, а даже дважды по личным проблемам я убеждалась, в полнейшей, мягко сказать, недобросовестности, некомпетенции и, ещё большей, бессполезности этой инспекции на любот этапе поисков защиты прав добропорядочных и добросовестных работников.На фоне общеизвестном несовершенстве действующего законодательства, гораздо честнее объяснять людям, что, если они "влипли", то пусть поберегут своё время, деньги и, главное, здоровье на своих будущих потенциальных работодателей-аферистов. Ответить
Зоя  Левашева
Галина Александровна, у каждого из нас свой опыт взаимодействия с перечисленными органами и далеко не столь отрицательный. Я убеждена в том, что чем более активную позицию занимает работник, тем больший получает результат. Тем более от судов, которые исходя из судебной практики в значительных категориях споров все чаще принимают позицию работника. Ответить

Добавить комментарий