Вот, скажем, есть человек. Руководитель компании, вдохновитель кампаний, уважаемый и богатый - а дела с ним особо никто иметь не хочет. Только по необходимости и в силу служебного положения. Нет контакта. Почему? Человек неадекватный, говорят.

Ну, или вот нашли сотрудника - высшее образование по специальности, стаж не менее трех лет, опыт управления коллективом не менее 30 человек, MBA. Офисный супермен над офисным планктоном. Но пришел на работу - а работа не работает. То есть человек работает, все, кем он управляет, тоже вроде работают, а все вместе как система не работает. Нет контакта.

Что такое адекватность? Когда мы выставляем человеку оценку «адекватный - неадекватный», как мы это делаем? Может, неадекватный - это сумасшедший? Адекватность информации, говорит глоссарий.ру - это уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

Понятие адекватности подразумевает способность к диалогу, умение слушать.

Мне кажется, понятие «адекватный человек» обратно означает, что человек способен воспринимать информацию из внешнего мира. От меня. От других. Способен к диалогу. В его пространстве координат есть и другие точки, помимо собственного «я».

В самом деле, вокруг полно людей, не способных даже к элементарному диалогу. Особенно, и это понятно, таких много среди руководителей и владельцев бизнеса. Человек достиг вершины пирамиды - зачем ему еще кого-то слушать? Он знает лучше, потому что он достиг большего. Ведь, исходя из такой логики, если кто-то знает что-то лучше него, значит он (ужас!) достиг сияющих вершин не благодаря собственной гениальности, а в некотором роде случайно? Может, не случайно эпитет «адекватный руководитель» звучит гораздо реже, чем просто «адекватный человек».

Возможно, карьерный рост подразумевает замену восприятия информации собственным мнением. Но при этом явной связи между пройденными ступенями роста и потерей адекватности нет. Иному достаточно выбиться из продавцов в менеджеры, чтобы, по Стругацким, «перестать разговаривать и начать вещать». А другой проходит путь до CEO крупной компании, оставаясь внимательным к своему окружению - от заместителя до уборщицы. Ведь эпитет «адекватный руководитель» все же звучит, пусть и редко?

Итак, уверенность в своем мнении - это неплохо; уверенность в собственной эрудиции и широте знаний - тоже нормально; и так далее. Просто будем помнить, что способность говорить, даже и красиво, даже и на большую аудиторию, не является заменой способности слушать. Второе не менее важно.

Комментарии

Добавить комментарий