Работа над ошибками1

Нельзя сказать, что я ошибаюсь так уж часто. Иногда я все делаю правильно. Но случаются, конечно, и провалы. Когда-то я очень боялся этого – стереотип, вбитый отечественной системой образования. Постепенно я понял, что ошибки – это хороший инструмент саморазвития, позволяющий учиться и находить решения многих проблем в будущем.

Когда я проводил конференцию по рекламе в одном издательском доме, мне казалось, что я все предусмотрел: нашел приличное помещение, договорился о фуршете, пригласил спикеров и участников. Мероприятие должно было выйти образцово-показательным. Реальность же оказалась далека от моих планов.

Я допустил две серьезные ошибки: поверил регалиям одного из спикеров и не только не проверил содержание его доклада заранее, но даже не встретился с ним заранее, чтобы понять, может ли он вообще выступать. И его выступление оказалось провальным. За другую ошибку мне стыдно даже больше. На второй день конференции я заметил, что участники как-то странно ведут себя у стола с кофе и пирожными – оглядываются по сторонам, что-то ищут, достают из карманов бумажные платки, а некоторые просто вытирают руки о брюки. Да, я не позаботился о салфетках. Теперь я обращаю на это внимание в первую очередь.

Ошибки – это хороший инструмент саморазвития, позволяющий находить решения многих проблем в будущем

Еще один мой провал случился в самом начале продолжительного тренингового курса по лидерству и тим-билдингу в одной из новосибирских гимназий. По неопытности я не сразу сообразил, как нужно вести себя с участниками тренинга, которые были всего на 3-4 года младше меня. Я решил, что им нужен друг и наставник, а не авторитарный учитель, к образу которого они привыкли в школе. О, как же я ошибался! В итоге участники не поверили в мой авторитет. Неутешительный итог – курс, который планировался на год, закончился после второго занятия.

Несмотря на скоропостижный финал тренингового курса, эта история оказалось весьма для меня полезной. Я понял, что для того, чтобы добиться успеха у аудитории, нужно найти «ключик» к ней.

Человек, многому меня научивший, любит повторять, что поговорка «Дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих» не имеет ничего общего с реальной жизнью. Умные люди, объясняет мой учитель, потому и умные, что могут извлечь урок из всего, в том числе, из собственных ошибок.

Умные люди потому и умные, что могут извлечь урок из всего

В тренингах есть такое понятие – learning by doing, «обучение через действие». Это, на самом деле, основа всей тренинговой теории и то, что, на мой взгляд, отличает эту форму обучения от других. Невозможно научиться чему-либо, не пробуя это, не совершая ошибок, не делая из них выводов и не переделывая все с самого начала, пока не будет достигнут желаемый результат.

Меня, случается, обвиняют в том, что мои колонки – это рассуждения на общие темы, не несущие практической ценности. Что же, попробуем исправиться. Какой вывод можно сделать из всего написанного выше? Если хотите превратить свои недостатки в достоинства, а ошибки – в конкурентные преимущества, попробуйте систематизировать процесс их осмысления. Вместо того, чтобы хлопать себя ладонью по лбу, восклицая: «Какой же я был дурак!», заведите нехитрую, в общем, таблицу. В одном столбике фиксируйте свои проколы, в другом описывайте, как вы будете действовать в похожей ситуации в следующий раз.

Необязательно, конечно, держать для этой истории специальный блокнот (хотя и это не помешает), можно проводить такую «работу над ошибками» в уме. Результат от этого не изменится – вместо тоскливой рефлексии по поводу неудач вы придете к эффективным решениям возникающих проблем. Решениям, основанным на вашем собственном – уникальном – опыте. Решениям, которые подходят вам.

Комментарии

С целью добавлений и уточнений:
1.Ошибку можно рассматривать как отклонение фактического результата от запланированного. Следовательно изначально нужно иметь представление о том, чего хочется, критерии измеримости (мерила, шкалы) и тп.
2.При отклонении (ошибке) у умных и образованных людей происходит обогащение модели внешнего мира (её корректировка). Клинические случаи не рассматриваем.
3.Сквозь призму модели универсального контура регулирования (рефлексного с обратной связью) [наблюдение/моделирование/регулирование] можно классифицировать ошибки, приведенные автором в качестве примеров:
"спикер" -- этап наблюдения (ошибки при распознавании; например, в силу неточной (нетонкой) настройки фильтров восприятия);
"салфетки" -- этап моделирования (отсутствие в библиотеке моделей стандарта MRP-II и непосредственно универсального контура регулирования как модели);
"тренинг" -- этап регулирования (некорректный формат представлений (выхода)).
Обращаю ваше внимание, что классифицированы ошибки, указанные автором в качестве основных. К сожалению, автор не указал особо не только на причины возникновения этих ошибок, но и вообще на сам факт их существования. Например потому, что препочитает эвристические методы. "Обучение через действие" или "метод проб и ошибок" -- вещь проверенная, но слишком уж ресурсоёмкая.

Слишком мало сказано о проблемах, решениях, измерении эффективности решений. Может поэтому коллеги обвиняют автора в рассуждениях на общие темы [об эвристичеких методах :)]. Алгоритмов жаждут :) Ответить

Добавить комментарий