Во все времена умение держать слово было одной из величайших ценностей. Так, например, во Франции, во время приема, устроенного принцем Конде в честь Людовика XIV, Франсуа Ватель, личный повар принца, заколол себя шпагой, когда понял, что рыбу, которую нужно было подать на обед, не успевают привезти. Сейчас, как ни жаль, шпагой никто себя не закалывает, хотя заслуживает этого каждый второй работник.

Как–то так получилось, что такое понятие как ответственность вдруг стало лишним в обиходе. И я бы даже сказал, эфемерным. Нет, конечно, мы указываем ее в своем резюме. Напоминаем о ней своим коллегам. Но! Мы уже привыкли к тому, что если кто-то что-то пообещал сделать, он практически никогда не уложится в обещанный им срок. Пресс-секретари обещают комментарии через час, а присылают через день, магазины обещают доставку в течение дня, а привозят через сутки, подрядчики гарантируют выполнение работ за неделю, а затягивают на две.

И что характерно, мы считаем это нормальным. Ну с кем не бывает, форс-мажор, согласования, пробки. Более того, в свои планы мы уже заранее закладываем то, что наши подрядчики, сотрудники и мы сами напортачим в сроках. И уж явно не будем себя за это закалывать шпагами, чего уж там. В крайнем случае, пойдем в соседний бар и выпьем для снятия стресса.

Во все времена не выполнить дело в срок означало утрату чести и доброго имени. Сейчас слово честь заменили словом «дэдлайн», в котором прямое свое значение утрачено. Возможно, в этом и есть причина. Ведь тогда, сто лет назад, срыв сроков действительно в большинстве случаев грозил обеим сторонам если не смертью, то крайне серьезными потерями. На неделю позже отправил груз по реке – реку затянуло льдом, и она стала несудоходной. Опоздал с прокладкой дороги - проиграл войну. Не вовремя подал рыбу – обрек работодателя на немилость короля, а значит, на нищету, забвение и позор, причем как работодателя, так и себя. Люди видели результат своих действий и ощущали ответственность за него.

Сейчас же, во времена виртуальности, статистики на бумаге и в файл xml, когда твой результат измеряют не в слитках, мешках, локтях и бушелях, а процентах, индексах и пунктах, люди перестали ощущать свой результат. Маленький человек делает кусочек маленькой непонятной работы, скорее всего, даже не видя своего результата. Кроме того, в гигантских структурах все выстроено так, что даже промах одного человека нивелируется деятельностью массы других сотрудников. Но безнаказанность – это как вирус. Если начинает халявить один, его примером заразятся еще десять, потому что они попробовали и поняли: ничего смертельного не случится.

А вот другая сторона медали. Последний писк моды на рынке страхования – страхование решений топ-менеджеров. То есть если топ немного промахнулся в своей деятельности, и компания понесла убытки - страховщики возместят ущерб. Ну и о какой ответственности тут может идти речь?! Топы могут легко идти на риск, не заботясь о последствиях, и в случае чего легко свалить вину на нижестоящих.

Нижестоящие же из этой ситуации извлекают вполне понятный урок – всю свою ответственность надо с себя скидывать и перекладывать на того, у кого она застрахована, либо на того, кто уже не сможет отвертеться. Пробовали когда-нибудь хоть раз согласовать проект или договор в крупной компании? Бедная бумажка пройдет все круги ада: директор по маркетингу не подпишет, пока не подпишет директор по логистике, тот не подпишет, пока не подпишет главбух, а главбух - пока гендир «принципиально не одобрит проект». Сколько раз я сталкивался с тем, что во многих фирмах ни одна самая разничтожная бумажонка не будет пущена в ход без визы генерального директора. Низы не могут, верхи не хотят, все по Ильичу.

Структура современной большой компании все больше и больше начинает напоминать армейскую: отсутствие инициативы как следствие нежелания брать на себя ответственность в среднем звене и опрометчивые и поспешные решения как следствие незнания полной картины в высших эшелонах. Наказание невиновных и награждение непричастных.

Что из этого получается, очень живо обрисовал Василий Аксенов в книге «Джин Грин – неприкасаемый»: «На протяжении десятилетий, - продолжал Лот, - генерал учится казарменному конформизму, бездумному выполнению приказов, воздержанию от всякой инициативы и критики. Учится скрывать свои пороки и всячески подавлять свою индивидуальность в соответствии с золотым армейским правилом: если хочешь повелевать, научись сначала повиноваться, если хочешь, чтобы за тебя работали – научись уходить от работы. До генеральских звезд доживает только тот, кто умеет ладить с начальством, не рискует ни на войне, ни в мирное время в карьеристских баталиях, тот, кто научился не думать собственной головой за долгие годы в младших офицерах».

Комментарии

Илья, ситуация в крупном корпоративе, описанная Вами, просто прекрасна! Выигрывают как всегда хитрые и "всемилюбимые" топы! хехе. Ответственность это стресс, а стресс это инсульт остатков головного мозга. А жизнь прекрасна, и кроме работы в ней столько удовольствия! Ответить
Комментарий был удалён
это, конечно же, плохо для движения вперед Ответить
Здравствуйте! Написано точно, примерно так все и происходит но нужно же что-то с этим делать? Почему-то ответа что делать в колонке нет. Как говорится описали нарыв, но как помочь не пишите, хотя эта тема гораздо интереснее Ответить
Очень корректно написали. Наверно от обыденности происходящего. Это происходит повсюду. Ответить
Илья, Ваша статья показалась мне неинтересной. По сути напоминает, статью "В Н-ске низкая культура поведения на дороге", об этом итак всем известно, и каждый знает "кто виноват". Зачем она, то что ответственность в большом коллективе снижается это не ново (по-моему это называется "принцип распределения ответственности"), то что есть соответствующие веяния среди бизнес-руководителей высокого уровня тоже не стало для меня открытием. Хорошо хоть пример про француза, а не про японского самурая, было бы совсем грустно.
Может это от безответственности? Ответить
Низы не могут, верхи не хотят, все по Ильичу.

Илюха, у Ильича всё наоборот:) Ответить

Добавить комментарий