Профессиональные иллюзионисты10

Здравствуйте. В данный момент я сижу в офисе, рабочий день в самом разгаре, а работать лень. Но я понимаю, что нужно как-то оправдывать свое существование. Просто сидеть на стуле, конечно, нельзя - это неизбежно вызовет недоумение коллег. Поэтому надо попробовать заняться чем-нибудь несложным и приятным. Главное при этом: создать видимость работы. Написать, вот, например, колонку. Тему подсказывает сама ситуация.

Итак, профессиональные иллюзионисты (сокращенно ПИ). Они же имитаторы трудовой деятельности (ИТД). Они же создатели видимости работы (СВР). Они же – самые опасные паразитирующие элементы в компании. Кто они и как с ними бороться?

Никто доподлинно не знает, но, скорее всего, прообразом современного иллюзиониста является самый обычный лодырь, не особо горящий желанием работать, но вынужденный просиживать штаны на рабочем месте, чтобы в конце месяца с чувством выполненного долга получить "заработанную" заработную плату. Но, как вы знаете, согласно теории Дарвина, выживают лишь сильнейшие. И нашего лентяя очень скоро съедает прожорливый начальник или даже коллега, небезосновательно обвиняющий его в непростительном паразитизме. И на смену ему приходит более умный лентяй, который понимает – чтобы выжить, все-таки нужно… работать? Как бы не так. Достаточно просто создавать видимость работы. И начиная с малого, придумывая все более хитрые приемы и изощренные методы наш лентяй превращается… в самого активного, занятого, а порой и просто незаменимого человека в компании!

Для самоотверженного иллюзиониста характерна работа без обеденного перерыва и допоздна

У имитатора бурной трудовой деятельности, как правило, всегда много дел. На любую просьбу такой человек вероятнее всего отреагирует недовольством (мол, нашли время!). А уж если спросить его, чем он занят в данный момент, можно получить вспышку негодования по поводу беспрестанного отрывания его от работы. Или, что тоже вероятно, весьма убедительное объяснение, которое может усыпить вашу бдительность, поскольку все мозговые ресурсы ИТД заняты как раз тем, как всегда быть готовым к таким ситуациям. Для самоотверженного иллюзиониста характерна работа без обеденного перерыва и допоздна. Это очень хорошо иллюстрирует его непомерную занятость и преданность общему делу.

На совещаниях такой человек может быть особенно активным при обсуждении процедурных вопросов и внесении рациональных предложений. При раздаче заданий он первый, кто будет готов взять на себя непосильный труд участия в сложном и долгосрочном проекте, ведь представлять результаты в этом случае придется нескоро, и к тому же, есть много возможностей найти объективные причины срыва такого сложного проекта. Например, в нарушениях того же процедурного регламента.

Наиболее благоприятная среда обитания иллюзионистов – крупные, бюрократизированные компании

Наиболее благоприятная среда обитания ИТД – крупные, бюрократизированные компании и государственные учреждения, где проще раствориться в рабочем процессе и бесчисленных согласовательных цепочках. Основная задача иллюзиониста – усыпить бдительность. Таким образом, чтобы все попросту перестали сомневаться в его полезности и незаменимости. Все должны видеть, что наш герой никогда не сидит без дела, самостоятелен, инициативен и не нуждается в постоянном контроле. Работает больше и дольше всех и всей душой переживает за правое дело. Подобное поведение часто вызывает доверие и даже, порой, уважение к такому сотруднику со стороны руководства. Хотя уважать иллюзиониста следует разве что за то, что он смог достичь такого уровня мастерства в своем нелегком деле.

Много ли существует таких людей, действительно ли они наносят непоправимый вред своим компаниям, я не знаю. Знаю только, что они есть. И существует всего один единственный способ таких людей выявить и обезоружить – заставить их работать на результат. Не заставляйте людей работать. Заставляйте их достигать результата. А еще лучше не заставляйте, а вдохновляйте, или как принято говорить в hr-среде – мотивируйте. И поверьте, не так страшен бездельник, который проводит половину рабочего дня за игрой в ГО, если в оставшееся время он каким-то чудесным образом находит желанного клиента или простой и изящный способ снизить издержки.

Комментарии

Меня эта тема взволновала в тот момент, когда я представил, что "куклы" на рабочих местах — это не столько глобальная демотивация, сколько новая норма.
С возникновением офисной работы наше поколение (те, кому сейчас 25-35) стали первыми корпоративными роботами. Кто-то поздно понял, что ошибся с выбором профессии, кто-то просто по необходимости иметь больший заработок, кому-то даже удалось убедить себя, что и в такой работе можно самовыражаться, все эти люди составляют сегодня серую армию менеджеров среднего звена. Бизнес — это игра по определённым правилам, и люди вживаются в свою роль, посвящая этой деятельности большую часть своей повседневной деятельности. Многие при этом чётко осознают, что они — это не их работа, включается механизм защиты, "с вами работаю на самом деле не совсем я, а ну скажем, один мой знакомый". Десятки виртуалов включаются в это взаимодействие, и корпоративный сектор превращается в один большой кукольный театр. "Профессиональные иллюзионисты" играют не только в работу, но играют в жизнь. Ответить
да, про поколение корпоративных кукол - точно подмечено.
все это, по выражению одного из героев фильма "Изображая жертву" - глобальное надувательство (мягко выражаясь) Ответить
"Кем надо притворяются, влазят, куда хотят, на любую работу, и ничего там не делают, играются... Вы играетесь в жизнь, а те, к кому это серьёзно относится, с ума сходят, страдают".
Да, весьма подходящая иллюстрация. Так или иначе, многие из нас могут узнать себя в портрете из твоей заметки, а для небезнадёжных этот факт — сам по себе уже мотивация перестать играть в эту RPG и начать жить. Ответить
Хочу поделиться своими наблюдениями. Основная проблема, на мой взгляд, не в самих сотрудниках, пожалуй, а в системе постановки задач и банальном управлении. Качественное управление за два месяца максимум позволяет выявить "иллюзионистов" (кстати, браво за красноречивую терминологию) и избавиться от них.
Проблема шире: производительность сотрудников, в принципе, не превышает 60% (фигурально, эффективно они работают только три рабочих дня из пяти) и целью руководства чаще становится "догрузка" ресурсов. Но мир меняется, а трудовые нормы остаются прежними: "сидишь на рабочем месте -- значит работаешь".
В вашем случае, когда вы пишете колонку "в самом разгаре рабочего дня", и при этом результат зависит от вас, значит вы или работаете на себя, или напрямую заинтересованы в своих достижениях (это идеальный случай, в принципе), но я почему-то уверен, что в подобные "объективно бесполезные часы" вы не встаете и не уходите из офиса, поскольку есть стереотип вашего рабочего поведения, а это уже вопрос социальных норм, изменять которые никто не берется. Ответить
Очень точные наблюдения, спасибо!
Но, мне кажется, стереотип рабочего дня — вполне нормальное и разумное явление. Не потому что я нахожу правильным платить деньги за само пребывание на рабочем месте, а потому что работа в компании, это как правило, работа в команде. А работа в команде требует прежде всего нормальных коммуникаций и эффективного взаимодействия, обеспечить которые проще всего, соблюдая такие вот нехитрые соглашения. Чем проще модель, тем лучше она работает. Я сам работаю в проектной компании, в которой в принципе сложно оптимизировать загрузку ресурсов таким образом, чтобы все были заняты делом с утра до вечера и работали с максимальным кпд. У каждого бывают и простои и цейтноты. Но главное при этом то, что я всегда могу рассчитывать на своих коллег, в любое время задать вопрос, обсудить какую-либо проблему или просто поговорить. Это очень важно. Да и просто удобно ) Ответить
Иные самоотверженно декорируют рабочее место, дабы отвлечь случайных ревизоров сладких ароматом, например, тюльпанчиков букета. Ещё можно утопить себя в бумагах, а потом праведно спасаться наведением порядка. Иллюзионисты говорят на языке яндекс-весны и никогда не надевают наушников, сосредоточенно влавствуя в царстве обмана. Впрочем, за какими бы изощрёнными трюками не застал их чуткий наблюдатель, всё прощается тому, кто приносит в офис коробочку мороженного знойным, знойным полднем. Ответить
Нет ленивых людей - есть плохо замотивированные цели. Ответить
Согласен. Популярное нынче нытье работодателей, мол, ооочень трудно найти хороших сотрудников, тааак мало настоящих профессионалов и сплошные лентяи кругом - оттого, что все они (работодатели) поголовно скучные. Цели - туманные, перспективы - никакие. То, что почти никто не понимает в мотивации, можно понять из массы объявлений о вакансиях: "соцпакет, ТК, ЗП и т.д.". Ответить
Антону Белову - респект! Про кукольный театр - это сказано сильно! А по теме профессиональных иллюзионистов, мое мнение, что это не столько издержки системы, сколько недоработка непосредственных руководителей, они-то должны считать КПД своих сотрудников. Ответить
Сам часто был имитатором :)) трудовой деятельности ;). Описано четко. Но вот долго не мог находиться в этом плачевном состоянии и быстро увольнялся. Состояние могу сказать не из приятных, тем более если до этого ты не стремился выступать в данной роли.(это к слову). И на мой взгляд это действительно очень серьезная проблема на сегодняшний день-организации сами создают своих имитаторов(понравилось словцо:)))) Ответить

Добавить комментарий