Диагноз без рецепта2

В советские времена в средствах массовой информации была такая традиция – отвечать на письма читателей. Этим советский медиапром какбе (ужасно нравится мне этот интернет-мем) демонстрировал свою заинтересованность в зрителях-читателях. Вот и ваш покорный слуга на досуге проштудировал комментарии к своим колонкам и выявил прелюбопытнейшую вещь...

Основным объектом критики читателей становятся не столько образ мысли и выводы, к которым я пришел, а то, что в своих колонках я не даю советов и конкретных решений этих проблем. Вот, например, избранные цитаты (орфография и пунктуация на совести авторов). «Интересен конструктивный опыт дистанционного менеджмента. Есть люди, с которыми можно и нужно работать, про то, как их найти, и как с ними работать и было бы интересно почитать». Или вот еще: «Написано точно, примерно так все и происходит но нужно же что-то с этим делать? Почему-то ответа что делать в колонке нет. Как говорится описали нарыв, но как помочь не пишите, хотя эта тема гораздо интереснее».

Выводы очевидны - не нужны нам, автор, твои измышления, подавай нам готовых рецептов. Други моя! Да если б я придумал универсальные способы решения вышеописанных мною проблем - давно бы уже стал миллионером, сидел бы на Бора-Бора, попивал бы Chateau Lafite и плевался трюфелями в приказчика-немца. В том-то весь и фокус, что вопросы, которые я задаю, не имеют единственно правильных ответов. А проблемы, которые я ставлю, не имеют единственно правильных решений.

Сегодняшние менеджеры владеют управленческими знаниями эпохи индустриального общества

С грустью хочу констатировать то, что сейчас все чаще встречается такая категория менеджеров, которых бы я назвал «прагматичные теоретики». Это молодые люди, которые еще не успели получить массу практического опыта, но уже исчерпали лимит терпения на заучивание теории. Но вперед двигаться как-то надо, поэтому им нужны все новые и новые шаблоны решений. А шаблоны - это даже не метод. Метод хотя бы приблизительно описывает принцип, подход - шаблон же задает программу действия: если вышло А - сделай Б, если вышло В – сделай Ж. Так ведь и шаблоны у нас тоже не первой свежести.

Сейчас подросшее поколение менеджеров, за редким исключением, владеет управленческими знаниями, сформированными еще в эпоху индустриального общества. Кто у нас гуру? Якокка? Форд? Дейл Карнеги? Люди, давшие массу ценных советов, обобщив опыт свой и своих отцов. Но давайте на минуточку вспомним, что сейчас уже 21 век. Вот и получается, что современные лидеры менеджмента ведут в бой людей под знаменами, которые уже пообтрепались, повыцвели, а кое-где даже трачены молью.

А вся беда в том, что кто-то пустил, без сомнения, вредную и бредовую мысль, что лидерству можно научить. Не хотелось бы портить рынок так называемым тренерам - но давайте не будем себя обманывать. Лидеров очень немного, и слава Богу, а то работать было бы просто невозможно. Лидерство - как принадлежность к какому-то полу: либо есть, либо нет. Можно только его выявить, поощрить, подстегнуть, а дальше - лидер сам пробьется. Лидера Иосифа Сталина никто не учил быть таким – его даже из духовной семинарии выперли. Лидера Адольфа Гитлера быть таким точно не ефрейторская служба научила. Лидера Георгия Жукова командовать фронтами в окопах Первой мировой тоже как-то вряд ли обучали.

Подмастерье следует шаблонам - лидер сам создаёт шаблон

Все они стали такими, потому что в решающий момент не стали применять шаблоны, сделали что-то не как все и не как велел предыдущий опыт. Шаблоны – это набор инструментов, зачастую устаревших, и с ними вы так и останетесь мастеровым, может быть и хорошим, но мастеровым, а то и просто подмастерьем. Только смелая мысль, идея делает человека настоящим лидером, менеджером, чьи способности не оспариваются, и под чьим началом работа считается привилегией.

Я своих читателей исключительно уважаю, вижу в них звезд, лидеров и гуру, если не сейчас – так в будущем. Поэтому, увы, готовых рецептов выписывать не буду. Буду писать по-прежнему какие-то мысли, ставить проблемы, задавать вопросы, зачастую спорные, рождающие противоречия, но они-то и будят мысль, живую, не заштампованную учебниками вроде «Все, что вы хотели, но боялись спросить о Котлере», «Инвестиции для чайников» и «1000 и одна позиция для эффективного управления персоналом». Ищите свои ответы. И как говорил Сократ своим ученикам: «Не слушай никаких советов, включая этот».

Комментарии

Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
[quot]не нужны нам, автор, твои измышления, подавай нам готовых рецептов[/quot]Я тоже подобное наблюдаю. И мне кажется, здесь не только нежелание думать и изучать опыт других, но и слепая вера в существование единственно правильного ответа и панический страх его (этого самого ответа) незнания. Ответить
Правильно - системный аналитик (по Стаффорду Биру).

Цитата:
"Задача высшего руководства организации - не выработка решений, а конструирование процесса выработки решения и наблюдение за его действием. Способность руководителя среднего звена предлагать хорошие решения не является основанием для выдвижения его в состав высшего руководства. Это было бы подобно тому, чтобы поручать проектирование грузоподъемной машины штангисту, на основании того, что он хорошо поднимает тяжести" (Никаноров, 1969).

Людям, испытывающим потребность в операционализованных рекомендациях, Илья предлагает научиться самим операционализировать методики (и даже методологии)...

С моей точки зрения, не по адресу :( Ответить

Добавить комментарий