Профессия «дизайнер». Некрасиво о красивом7

На дворе август, страсти по выпускным и вступительным экзаменам улеглись, дипломы защитили все, кто смог или захотел. Дипломы у всех разные, но у выпускников дизайнерских специальностей они особенные. Красивые, с точки зрения их авторов. «Соответствующие поставленной задаче и решающие её грамотно и, безусловно, талантливо», с точки зрения рецензентов. По большому счету, это то, с чего можно формировать своё портфолио и свою карьеру.

Оценки названы, шампанское допито. Вроде бы нужно искать работу. И вот тут начинается самое интересное. Оказывается, что дизайнеров учили чему-то не тому… Нет, конечно, композиция, цветоведение, история искусства и прочий академический рисунок — вещи очень важные и нужные, проблема в другом. Атмосфера абсолютного творчества, присущая учебным заведениям творческой направленности, часто совершенно не свойственна креативным организациям, в которых потом приходится работать. Псевдобогемная предоставленность самому себе предательски успевает убедить студентов в том, что профессия, которую они выбрали (какое счастье!) — такая же, то есть абсолютное творчество и всё такое прочее.

Розовые очки разбиваются быстро и звонко, а осколки бывают опасно острыми. Действительность оказывается совершенно иной: заказчик сам знает, что ему нужно, менеджер знает, что нужно заказчику и ещё знает, что это нужно сделать, как можно быстрее. Какое творчество?!! Так учили? Сейчас надо сделать то, что нужно, а все остальное потом. И новоиспечённым дизайнерам такая действительность, как правило, не нравится. Дизайнеры — люди тонкой душевной организации, поэтому обычно делают два вывода. Первый - зачем нужна такая профессия? Куда ушли лучшие годы моей жизни? Как следствие — депрессия, разочарование. Второй - идти надо в нормальное место.

В работе дизайнера творчество занимает лишь 15 %, остальное - рутина и "доработка напильником"

Вот нравится мне это определение — нормальное место. Каковы критерии его «нормальности»? Полагаю, ответ будет таким: «Ну, нормальное — чтобы заказы интересные были, где можно проявить свой чудесный талант и безудержную креативность, и чтобы платили хорошо». В массовом сознании образ среднестатистического дизайнера воспринимается таким: не лишённая экстравагантности во внешнем виде гламурная личность; делает только то, что хочет и когда хочет; зарабатывает при этом столько, сколько хочет. Сам выбирает, что и когда будет делать; остроумен в своем творчестве, современен, востребован. Увы, снова придётся услышать уже знакомый звон розовых осколков. Даже в самых «нормальных» по вышеназванным меркам творческих организациях творчество — лишь 15 % работы. Остальное — рутина и «доработка напильником». Заказчики не стоят в очередь, сезонность формирует принцип - «то пусто, то густо», даже самым модным и успешным дизайнерам порой приходится браться за заказы, которые они никогда и никому не покажут, потому что нужно на что-то жить.

Конечно, этот образ взят не с потолка, и какая-то его часть присутствует в тех, кого принято считать успешными и сделавшими себе имя на рынке. Но вот чего я не могу понять —почему никто не думает, что этот вожделенный статус зарабатывается долго и старательно? Дизайн — это тоже профессия. И в любой профессии есть такой фактор, определяющий статус и стоимость на рынке труда, как «опыт». И дизайн, конечно же, не исключение. Амбиций у вчерашних студентов, надо сказать, хватает. Все хотят, как правило, всего и сразу. И при этом думают, что они кому-то нужны.

Общаясь со студентами, я с немалым удивлением обнаружил, что многие считают: работать во время обучения необязательно. Сейчас выучимся, потом устроимся на работу. Пришлось опять разбивать розовые очки. "Народ, — говорю, — ваши дипломы никто смотреть не будет, всё будет решать ваше портфолио. Что вы будете показывать работодателю?". "Студенческие работы, мы же что-то сделаем за пять лет обучения". В тот момент мне подумалось, что я стою перед ветряной мельницей. Я понимал: ребята не виноваты в том, что те знания, которые им дают в учебном заведении, давно уже неактуальны, и более того — они свято верят, что им дают то, что нужно. Снова знакомый розовый звон? Внешний лоск профессии и манящие творческие перспективы — это верхушка айсберга.

Дизайн - профессия, которой нужно учиться, чтобы понимать, что ты делаешь

Есть, правда, категория молодых дизайнеров, начинающих звездить очень рано, и им для этого необязательно иметь диплом по специальности. Как правило, это «продвинутые» фрилансеры (люди без постоянного места работы, выполняющие разовые заказы и работающие только «на себя»), которые очень чётко ловят тренды и, что лукавить, просто технично их применяют — копируя или перерабатывая. Внешне это выглядит очень круто. Но, как показывает практика, полёт Икара недолог. Успех кружит молодую голову, гонорары достаются легко, и чем они выше, тем жарче солнце. Воск на крыльях плавится, и вот уже дизайнер встаёт, потирает ушибы, отряхивается и озирается... Лишь небольшой процент этих молодых звезд успевает отследить момент, когда нужно переосмыслить свои умения и навыки и… начать учиться! Да-да. Рано или поздно нужно перестать копировать и начать формировать свой почерк. Да и заказчик день ото дня всё искушённее — у него ведь тоже есть интернет, и он тоже может следить за трендами. Уже и не скопируешь просто так…

Дизайн вообще такая профессия, в которой постоянно нужно учиться, чтобы А - понимать, что ты делаешь; Б - быть актуальным. Актуальность с одной стороны плюс базовые знания с другой — основа успеха в этой профессии. Так почему же эти самые знания не даются там, где они должны даваться? Ответ на этот вопрос, к сожалению, довольно предсказуемый. Как правило, преподают дизайн в учебных заведениях люди, давно уже находящиеся вне процесса. Не спорю, в свое время они учились у хороших мастеров, работали, имели успех. Но время идёт, и далеко не все идут с ним в ногу. И позавчерашние мастера, увы, не всегда актуальны сегодня. Есть и практикующие преподаватели, но учат они обычно только «в свободное время», которого немного — самим работать нужно. Зарабатывать. Получается замкнутый круг. Носители знаний (как правило, это владельцы дизайн-студий, арт-директора и ведущие дизайнеры различных агентств) не имеют времени, а иногда и желания этими знаниями делиться, но и на работу себе найти грамотного сотрудника они не могут.

Что же остаётся? Самообразование? Да, не помешает. Читать книги, блоги, сайты — смотреть, впитывать, переосмысливать. Благо, качественная литература сейчас очень доступна, хоть и недёшева. Но искать путь самому труднее. Да и завести он может невесть куда. Можно посещать семинары и «интенсивы». Мучить мастеров. Поверьте, никто из них не ест людей. Если вы договоритесь и придете к ним с кипой работ и попросите уделить 10 минут, чтобы получить какое-то резюме, они вряд ли откажут. По крайней мере, вам обозначат вектор — что удачно, а что нет, на что следует обратить внимание и что нужно «дожать и доточить». А там — примелькаетесь, понравитесь, глядишь, и на работу примут. Пусть не за большие деньги. Потерпите немного. Со временем будут и хорошие работы, и хорошие заказчики, и портфолио будет полнеть, а там недалеко и до вожделенного лоска и глянца. А чтобы блестело, надо полировать - долго и тщательно.

Комментарии

не знаю ни ОДНОГО успешного дизайнера с дипломом дизайнера. Ответить
Да нет, они есть. Равно как есть и хорошие дизайнеры без диплома дизайнера. Например, я :) Ответить
Прекрасная статья.
Из своего опыта могу добавить, с начинающими дизайнерами тяжело работать по двум большим причинам:

1. Нет собственного видения, или отсутствует гибкость в авторском стиле. Два полюса одной шкалы, вроде бы. В первом случае работа получается поверхностная, человек и потребности клиента не понял, и душу в продакшен не вложил, на выходе — анонимный порожняк "подставьте логотип любой компании". Во втором случае дизайнер эксплуатирует одни и те же найденные (не обязательно удачные) решения; заказчика не то чтобы не слышат, скорее просто не слушают.

2. Нет понимания о том, что работа — это работа 8) Технология, конвейер, привычка... называйте как угодно. Люди просто не готовы даже не к тому, что от них требуется, грубо говоря, хорошая идея в неделю, но вообще к подобному подходу, сколько ни повторяли им, что дизайнер это не художник, почему-то при виде проектного графика начинается паника. Многие бегут из организаций во фриланс за некой свободой, но — чёрт возьми — и тут необходимость в организации работы никуда не девается, клиент хочет видеть, что он получает за свои деньги, хочет понимать, в какие сроки и почему в такие и т.п. Кроме того, начинающие специалисты сталкиваются с тем, что идеи оказывается, мало просто придумать, их ещё и продавать приходится...

Буду ждать новых публикаций, тема богатая. Ответить
Ну да. Весь вопрос и состоит в несоответствии того, чему учат, реалиям. Просто мало профессий таких, в которых люди пытаются самовыразиться. А дизайн — именно такая. Прям соблазняет самовыразиться. Дело в том, что творчество — это здорово. И этому безусловно учат в УЗ-ах. Но не объясняют при этом, что творчество — это не есть способ самовыражения (в профессии дизайнера) — это лишь инструмент для работы. А дизайн — ремесло прикладное и самовыражаться за чужие деньги никто не даст. И нечего тут губы дуть и корчить из себя непризнанного гения. Заказчик — не дурак. Наверное, это может стать темой следующей статьи. Ответить
Вообще это какой-то миф о фрилансе и тамошней свободе творчества.
Фриланс - это точно так же организация конвейерного производства, при этом все планирование ложится на самого исполнителя, начальник не придет и не постучит по голове - але, скоро дедлайн ))) Ответить
Всё равно свободы там больше. По крайней мере можешь выбирать — делать или не делать, и за качество сданного проекта ответственность несешь только перед собой и своей совестью. Про фриланс тут есть статья где-то, хорошо написано.
Только вот зачастую в этом конвейере фрилансер себя теряет, начинает работать шаблонами.Так проще. Ответить
Андрей - очень правильно написал! Зачот!
На ХГФе, например, это точно так. И когда я, преподавая там, пытаюсь на пятом курсе настроить их именно на профессиональную волну, получается много разочарования и непонимания. Кстати, при больших пробелах в грамотном рисунке Ответить

Добавить комментарий