Что снится пиарщикам?3

Недавно преподавательница вуза пожаловалась на то, что среди студентов специальности "Связи с общественностью" огромное количество потенциально профнепригодных. "Они даже грамотно писать не умеют, я не говорю уже о литературных способностях", - сетовала она.

Пиар, как и большинство профессий, требует определенных способностей. Имеется в виду способность в принципе делать дело, а не выдающийся талант. В английском языке эти понятия четко различаются: есть abilitу (что в переводе означает - "способность, возможность делать что-либо"), есть gift, talent - соответственно "талант". Чтобы быть плотником, нужны руки и хорошее зрение. Потому что плотник работает с деревянными предметами, которым нужно придавать определенную форму. Пиарщику нужна грамотность и понимание речи, потому что он работает преимущественно с текстом, со словами - берет их и придает нужную форму, точно передающую смысл.

Почему же учиться пиару идут люди, которые в принципе не имеют способностей к этому ремеслу? Я не верю, что есть люди без способностей. Это очень серьезно - человек собирается потратить пять лет, осваивая специальность, в которой он, скорее всего, не состоится.

Оставив в стороне общие и, на самом деле, главные причины, скрытые в самих людях (воспитываемое обществом равнодушие к своей и чужой жизни, отсутствие моральных ценностей и тому подобное), я попробую понять - что не так c этой профессией? Почему пиар не может привлечь к себе тех, кто ему действительно нужен?

На мой взгляд, пиару не хватает пиара. Не в смысле раскрученности и популярности. Не хватает понимания - чем конкретно предстоит заниматься в вузе, а затем и на работе.

PR не хватает пиара, то есть понимания, чем конкретно занимается пиарщик

Разумеется, на сайтах университетов сказано, что такое связи с общественностью. Написано с разной степенью понятности, но, кажется, нигде не написано так, чтобы было понятно абсолютно далекому от пиара 17-летнему человеку. Есть красивые и правильные слова о создании и утверждении репутации, о коммуникативной функции управления и так далее. Нет примерно такого - "вам необходимо хорошо знать русский язык. Затем, чтобы писать сложные тексты за короткое время, но легкие для понимания, без ошибок". Если бы описание профессии плотника звучало, как "деятельность по разработке и воплощению художественных и ремесленных замыслов в уникальных произведениях из природного материала", то первая мысль была бы о необходимости художественного вкуса. Он нужен, но не в первую очередь. Но о профессии плотника, помимо "художественных замыслов", что понятно, пишут - придется пилить, строгать, вырезать и так далее. А про пиарщика, помимо "создания репутации", ничего внятного не указывают.

Естественный вопрос - а зачем писать для "абсолютно далекого"? Такой вряд ли пойдет на эту специальность. А вот и нет. Конечно, само отсутствие адекватной информации не толкнуло бы "юношу, обдумывающего житье" на соответствующий факультет. Дело в том, что при скудности практической информации, у пиара уже сформировались мифология и романтический (в современном понимании) флёр. Об этом много говорили, что абитуриенты представляют себе жизнь пиарщика как череду "вип-ивентов", нет смысла повторяться. Дополню только, что, по моим ощущениям, эта информация носит "периферический" характер, поэтому так хорошо усваивается. Это известный феномен - информация, прозвучавшая как бы между делом, на краю сознания усваивается лучше, чем сказанная "в лоб", потому что не срабатывает механизм критической оценки. Так вот, если бы по ТВ каждый вечер шел сериал "PR-менеджер Артхаус", то хотя бы было понятно, с какими стереотипами работать. Когда участник "Дома-2" говорит: "Мне надо позвонить своему PR-менеджеру", то на краю сознания зрителя возникает совершенно расплывчатый, но ассоциативно привлекательный образ: телевидение, гламур и прочее.

Таким образом, с одной стороны, есть самопроизвольно сформировавшийся образ, а с другой - отсутствие конкретной, "на пальцах", информации о том, чем же в основном занят PR-специалист. Мало того, что сапожник без сапог, он еще и по колено в луже.

О последствиях и методах решения проблемы будущие PR-специалисты, ныне студенты, вполне могут подумать сами. Например, на семинарах. Уверен, что это у них получится лучше, чем у меня - их это касается в большей степени.

Комментарии

Просто восхитительно, Антон, что при вашей занятости вы еще успеваете смотреть Дом-2:))
А вообще, думаю, не только у РR-специалистов выбор профессии происходил неосознанно. Если знакомых врачей, юристов, актеров в близком окружении нет, то профессия окружена таким ореолом романтики...
Часто уже ко 2-3 курсу человек понимает, что пришел куда-то не туда, но жаль потраченных лет, нажитых друзей и менять свою жизнь как-то уже не хочется. Благо, по специальности в наше время работают разве что бухгалтеры и водители.
А возвращаясь к теме статьи, хочу сказать, что не всегда человек, пишущий неграмотно, бездарен в сфере создания имиджа. И если уж в ВУЗе не могут дать основ русского языка (или хотя бы заставить их взять), то речь не столь о профнепригодности выпускников, сколь о нецелесообразности сужествования такого ВУЗа! Ответить
Антон! Как мне представляется. пиарщик - это не плотник. это все-таки столяр слова. И не просто столяр, а столяр-краснодеревщик, то есть человек. мастерски владеющий самыми сложными технологиями обработки древесины, специалист, в значительной степени работающий головой. и уж потом - руками.
Так вот. плотником может стать практически любой.
А вот столяром... Тут талант нужен... Руки, голова... Хороший учитель (наставник)
Другим словами.мне непонятна позиция преподователя ВУЗа, озвученная Вами, Антон.
Пиарщик - это, как мне представляется - штучная "продукция". Недостаточно освоить азы ремесла; нужен еще и талант, и опыт.... Хороший пиарщик должен пройти для начала школу журналистики. а уж потом...
Жаль, что многие из тех. кто избрал себе эту стезю. понимают это слишком поздно... Ответить
Полностью с вами согласна, Сергей! "Штучная продукция". И если он пишет неграмотно, или его текст неотесанный....это провальный "специалист".
Нужно начинать с журналистики.

Предполагаю даже, что являюсь студенткой специальности "связи с общественностью"...именно того вуза, преподавателя которого процитировал Антон. Ответить

Добавить комментарий