Многие современные методики сплочения и командообразования мне кажутся мартышкиным трудом, уж извините, господа коучеры и консультанты. Потому что вы одних и тех же людей учите лидерству, манипулированию людьми и мысли, что в конкуренции все средства хороши. A потом учите взаимовыручке, поддержке и корпоративному духу. Это все равно что фермер сеял бы одной рукой пшеницу, а другой – овсюг и молочай. А потом удивлялся – почему это у меня ничего не растет? А все просто. Ваши схемы перестали учитывать фактор личности.

Какие бы хитроумные тренинги с заковыристыми названиями ни были придуманы, они все равно делаются людьми и для людей. Человеческий фактор – вот основа всех благ и бед на рабочем месте. Oднако в типичных для западной цивилизации схемах управления человека рассматривают как что? Как ресурс. Даже понятие для этого придумали – HR. И когда этот ресурс вдруг начинает бунтовать, маститые управленцы чешут затылок, дескать, что же мы забыли, чего не предусмотрели? Да то, что вы имеете дело не с ресурсом, а с людьми, личностями, если хотите. И многих проблем в компаниях можно было бы избежать, если бы люди соблюдали простые и нехитрые истины, которые придуманы тысячи лет назад.

Самым лучшим консультантом по работе с персоналом, на мой взгляд, был и остается старый китайский учитель Кун, живший лет этак 500 до нашей эры. Великий этик, за тысячелетие до Канта сформулировавший максиму «не делай другому то, чего не хотел бы себе», ясно дал понять, что без уважения к людям и без любви к своему труду у каждого конкретного человека, в том числе и у вас, ничего путнего в компании не выйдет, какие бы технологии вы ни применяли. Когда читаешь его мысли о том, как должен вести себя «благородный муж», просто диву даешься, насколько они актуальны сейчас, и сколько мороки всем управленцам доставляет непонимание и несоблюдение этих правил.

Вот одна из мыслей Конфуция, которую либо забывают вообще, либо затирают ненужной шелухой: «Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын». Каждый должен заниматься своим делом: будь это шарашка из пяти человек, крупная компания или госструктура. Сколько я слышал историй о том, что генеральный директор лезет в каждый частный вопрос, делая работу своих подчиненных, а потом еще и попрекает их этим, вместо того, чтобы быть государем. Или о том, как менеджер лезет управлять не своими делами, не своими проектами, изображая из себя начальника, вместо того, чтобы быть слугой (в хорошем смысле слова «служить»). Все очень просто.

Логика Конфуция проста – всякий труд почетен, если ты делаешь его хорошо или, как он говорил, «исправно»

А это вообще одна из основополагающих истин: «Человек красит свой путь, но путь не красит человека». Из этой нехитрой мысли становится сразу же многое понятно. Например, почему у нас (да и не только у нас) в городе такой ужасающий сервис, о котором писал коллега Кабанов в предыдущей колонке. Мало кто хочет работать официантом, потому что работа непрестижная, мало уважаемая. Однако многие все же устраиваются официантами на времянку и делают свою работу из рук вон плохо. И что же получается? Молодой человек, скажем, официант кофейни, обслуживает кого-то отвратительно – ситуация нередкая. Но ведь получается, что он не уважает результат своей работы. А значит, не уважает тех людей, которые пользуются результатом его работы. Из-за этого посетители его кофейни перестают уважать и этого официанта конкретно, и всю профессию в целом.

Забыв о поучении старого китайца, люди собственными руками делают свои профессии непрестижными и малоуважаемыми. Написал пиарщик пресс-релиз на «отвали» - обсмеяли его журналисты, упал рейтинг профессии и человека. Поймали чиновника на взятке – не верят люди ни этому коррупционеру, ни госаппарату вообще. Логика Конфуция проста – всякий труд почетен, если ты делаешь его хорошо или, как он говорил, «исправно». И если ты работаешь плохо, не для людей, то не уважаешь ты, в первую очередь, себя. Все очень просто.

Конфуций одной из главных добродетелей благородного мужа называл человечность. Именно отношение к людям не как к схеме, а как к людям, дает возможность решить множество внутрикорпоративных конфликтов, начиная с того, что кого-то раздражает манера есть на рабочем месте, и заканчивая подковерными интригами по поводу повышения кого-нибудь из менеджеров. Просто надо оставаться людьми и слушать других людей. В схеме сложно что-то исправить, а вот два хороших человека всегда смогут договориться. "Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями". Ну чем не универсальная формула успеха? Ответственность, вежливость и компетентность – вот то, что делает человека хорошим работником, не правда ли?

Именно отношение к людям не как к схеме, а как к людям, дает возможность решить множество внутрикорпоративных конфликтов

Может быть, кто-то скажет, что я рисую утопические картинки? Пожалуй, но не более утопические, чем большинство схем от консультантов, которые способны исправить лишь какой-то частный случай на небольшое время. Ну а те, кто был когда-нибудь в Китае и заходил в тамошние рестораны, подтвердят, что не такая уж это и утопия. Обслуживание прекрасное практически везде, начиная от маленьких забегаловок и заканчивая крупными ресторанами. Потому что люди уважают свою работу, потому что они делают свой путь лучше. И без этого никуда.

Так что не обессудьте, но, глядя на обилие бизнес-тренеров, консультантов, служб внутренних коммуникаций и прочих надстроек, очень хочется порезать всех их бритвой Оккама. Люди забыли простые и незамысловатые истины, забив голову мусором, который шершавым языком технолога им преподносят на тренингах. Бросьте вы все эти «внутренние круги», не слушайте про «обезьян на плечах». За ненужными подробностями от вас ускользает суть, которая выражается двумя словами: «уважение» и «любовь». Любовь к своей работе и уважение к тем, для кого вы это делаете. Все очень просто.

Комментарии

Помочь осознать человеку, какую работу ему делать "в кайф" будет правильнее и важнее, чем нагрузить его продвинутыми методиками работы. Скорее всего он не будет прикладывать их к своему труду, потому как не будет видет в этом смысла.

"Тот, кто знает науку, уступает тому, кто находит в ней удовольствие" - говорил Конфуций. Ответить
Суть колонки понятна. Не понятно, почему автор так неуважительно относится к консультантам и коучерам, которые между прочим любят свою работу и уважают других. Как обычно, теория и практика разошлись? Ответить

Добавить комментарий