Несколько лет назад один медиамагнат в письме сотрудникам снисходительно назвал бывшего подчиненного «главным редактором своей визитной карточки». Тогда мы над этим смеялись, но теперь уже не до шуток — болезнь выдумывания руководящих должностей достигла совершенно немыслимых масштабов.

Я уверен, что стремление спрятаться за звучную должность исходит, во-первых, от лени, а во-вторых, как это ни парадоксально, от страха ответственности. Современные «менеджеры» боятся быть исполнителями. Они (мы?) презирают созидательный труд, предпочитая воздвигать бумажные замки из приказов, концепций и отчетов. Создавая большую часть добавочной стоимости, они пренебрежительно относятся к тем, кто непосредственно производит продукт.

Чтобы совсем не пересекаться с этими унтерменшами, менеджеры отгородились от них стеной корпоративной иерархии. Опыт производственного сектора быстро переняла сфера услуг, в которой концентрация управляющих партнеров и директоров по развитию совсем уж зашкаливает.

Посмотрите объявления о вакансиях. Такое чувство, что мы стали свидетелями конкурса на самое безумное название должности. «Теоретик по маркетингу», «начальник департамента по работе с представительствами», «директор категории», бесконечные руководители направлений — это, как вы понимаете, далеко не исчерпывающий список. Не хватает только, пожалуй, какого-нибудь управляющего ростовой куклой, но и это, верю, не за горами.

Займитесь реальными делами вместо того, чтобы мериться визитками

Настало время пересмотреть отношение к регалиям. Должны ли мы уподобляться животным, распускающим хвосты, в брачный период, чтобы привлечь к себе внимание? Конечно, руководящие должности на визитках и в подписи электронного письма выглядят солидно, но не лучше ли заняться реальными делами вместо того, чтобы мериться визитками?

Самое смешное, что эта задача нам по силам. При трудоустройстве не тратьте время на согласование названия своей будущей должности — кого это вообще волнует? Не стоит тешить свое самолюбие красивой должностью «директор по внешним коммуникациям», когда большую часть вашей работы может сделать любая секретарша (или политкорректнее теперь использовать термин «офис-менеджер» и «помощник руководителя», «вице-президент по документообороту»?).

Кого мы пытаемся обмануть? Если вы профессионал, то никакой титул не уменьшит ваших заслуг и ценности для компании. И наоборот, если вы амбициозный выпускник без опыта работы, то сколько бы вы не называли себя «независимым консультантом» или «креативным директором», никто не начнет вас воспринимать всерьез, пока вы делом не докажете собственную состоятельность.

Мой друг Саша Алексеенко, открыв вместе с супругой собственное рекламное агентство, решил не указывать на визитках должности учредителей и сотрудников. Себя он предпочел называть просто дизайнером. «Многие компании превращаются в площадку для спора директоров: кто кому приходится начальником, - объясняет дизайнер Алексеенко. - А надо, чтобы был хороший дизайнер, а не арт-директор, хороший программист, а не технический директор и так далее».

Будьте проще. Оптимизируйте управленческий аппарат (сейчас самое подходящее время для этого). Критически оцените свои должностные обязанности — так ли уж важно называться директором по очередной ерунде, когда вы, в сущности, заняты перекладыванием бумажек из одной аккуратной папки в другую?

И ради бога, сделайте что-нибудь со своей визитной карточкой. Уберите должность, занимающую две строчки. Оставьте только имя и название компании — этого должно хватить.

Комментарии

У одного некогда известного в Новосибрске бизнесмена в визитке было написано просто - "предприниматель" и все.
Ну еще телефон был.
И это правильно Ответить
Действительно, смешно очень, когда вся фирма состоит из 2 директоров. А такое сплошь и рядом. Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Добрый день, коллеги.

Наименование должности должно прежде всего отражать суть работы данного сотрудника, его функционал, как говориться.

По поводу должностей вообще, согласен, ранее был Классификатор должностей, утвержденный чуть ли не Правительством РФ. А сейчас сплошная путаница...

ХОТЯ напоминаю его, я про Классификатор никто не отменял, а соответсвенно такие инстанции как Пенсионный фонд, Соц страх и т.п. живут по его понятиям.
Учитывайте это в своей работе, коллеги.)) Ответить
Например, менеджер по загрузке автомобилей Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Или вот еще Менеджер по уборки территории, Менеджер погрузо-разгрузочных работ!!! Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Комментарий был удалён
И эту колонку написал "Руководитель направления бизнес-конференций в Новосибирске". Кто не знает, Илья Кабанов работал на этой должности в "Издательском доме Гребенникова". По крайней мере, так указано на страничке Ильи Кабанова в МоемКруге: http://ikabanov.moikrug.ru/

Лицемер, чего уж там. Снобское такое лицемерие. Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Добрый день, Светлана.

Меткое замечание!!! Отличный подход!!! Побольше бы таких сотрудников!!!

Но не судите строго, причин оскорблять Илью я не вижу, т.к.:
1. наименование должности придумал себе не он сам:
2. да и было это когда? 2004 год, этож 5 лет назад, а вы не ошибались ранее? ни разу? знаете, есть такач мысль, не бывает неверных поступков (в прошлом), бывают лишь ограничения (по времени, по знаниям, по ресурсу и т.п.). Ответить
Добрый вечер.

В общем-то мысли Илья сказал правильные. Но сам попался на том, против чего восстал. Его страничка - это по сути его визитка.

Как минимум, все это странно. Как максимум, это пустомельный пиар. Мол, веду колонку на еработе, развенчиваю дураков. А на деле и "сам дурак", как говорит мой сын. Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Добрый день, Светлана.
Меткое замечание повторно!!!
Согласен с Вами, по поводу Визитки и информации в Моей круге. Просто предыдущее сообщение от Вас носило ярко негативный характер и задело меня...
А дети - очень мудрые создания.)) У них нет еще стериотипов, которые зашиты к нам в голову и совсем другие ограничения.
Нужно научиться "их слушаться".))) Ответить
"Мой круг" - это не визитка, а резюме. Чувствуете разницу?

А то ведь можно сказать, что ваша "визитка" - неадекватные комментарии. И, конечно, сделать из этого утверждения далеко идущие выводы. Ответить
Пока вы собираетесь с мыслями, вот вам еще две темы для размышления:

Как вы думаете, Светлана Сергеевна, о чем эта колонка? Перескажите ее своими словами, пожалуйста, потому что пока, кажется, вы ее совсем не поняли.

Что, по вашему, написано сейчас на моей визитке? Предупреждаю, вопрос с подвохом!

Наконец, вопрос на миллион долларов: вы правда воспринимаете людей как статичные образования, не способные измениться за пять лет? Или это только вы не можете развиваться?

Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы, это важно. Но не расслабляйтесь: будут и другие. Разговор предстоит долгим. Ответить
Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Очень грубо и агрессивно.((( Ответить
Владимир, второй час пытаюсь понять: что заставляет вас отвечать на каждый комментарий, даже если он адресован не вам?

Пожалуйста, не держите это в себе, ответьте мне. Ответить
Илья, мне понравилась Ваша статья. Вы затронули интересную тему. Хотела бы увидеть продолжение, в котором можно было бы рассмотреть вопрос разнообразных заимствований. Например, кто такой супервайзер и почему продавец в магазине называется менеджером? Или чем аутстаффинг персонала отличается от подряда. Когда-то в университете мы называли чешуей или шелухой выдуманные, наносные вещи. Сейчас так много наносного для создания значимости, что под этим не увидишь настоящей ценности сотрудника или просто человека. С уважением. Ответить
Да, это хорошие вопросы. Нужно будет составить словарь таких воображаемых профессий и направлений, которые изобретают ради красивой строчки в резюме. Ответить
О! Наконец то я нашел у кого спросить!
Вот скажите Илья как специалист по названиям должностей и их соответствию работе, что за надпись на визитке "управляющий партнер". (а я так понимаю у вас такая была и надпись такую вы туда сами придумали написать).
Т.е. я умом как бы понимаю, что это один из собственников который управляет, но не понимаю почему не директор например, в чем тайный смысл именно такого наименования? кроме понтов ничего не могу придумать... а если в одной компании несколько "управляющих партнеров" вообще не могу понять
ПС. никого не хотел обитель, реально хочу понять.... Ответить
Учредители компании свободны в выборе названия должности руководителя своей компании. Это может быть генеральные директор, CEO, президент, управляющий партнер и т.д. В общем случае все эти должности подразумевают примерно одинаковый функционал.

Пять лет назад я выбрал такую должность как оммаж людям, повлиявшим на мою карьеру. То есть, это такая шутка, смысл которой понимают примерно шесть человек в стране. Не забивайте себе этим голову. Ответить
ну если вы просите не забивать этим голову, зачем пишете такие статьи???? Ответить
Илья! Ваше утверждение - лично мне оно напоминает демагогию китайского радио времен Мао Цзе Дуна! "Чем хуже - тем лучше"! "Для того, чтобы плавать, нужно плавать"! и т.п
Любую здравую мысль можно довести до абсурда.
Что вы и пытаетесь сейчас сделать....
Что значит - будь проще? Кто это сказал? Вы? А я, например, считаю, что наоборот, нужно быть сложнее!
Вы готовы поспорить?
Например, следуя Вашей логике, Генеральный Директор например НЗХК должен написать в своей визитке - что-то типа работник завода. А губернатор (да простит меня Виктор Александрович, это я не про него, а про Хлопонина) - "чиновник", или старший чиновник!
А главный тренер ХК "Сибирь" пусть себя называет просто - учитель по хоккею, для взрослых. А что? Это же проще, чем ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР!!
Так, что ли? Но ведь Вы, по сути, призываете именно к этому!!!
Да, трудно не согласиться с тем, что иногда бывает перебор с этими смешными надписями.
Но.... Вы или забываете, или намеренно дурачите наш народ, призывая их быть проще.... О чем забываете-то?
Например, о так называемой знаковой системе. Что это за система, вам объяснить?
Это место расположения вашего офиса, машина, на которой вы ездите, костюмы, которые вы носите, места, в которых вы отдыхаете. Авторучка, которой Вы подписываете договор, В систему "знаков" входит в том числе и Ваша визитка.
Все это позволяет вашим потенциальным партнерам сделать предварительный вывод о том, насколько вы серьезный человек.
Следуя вашей логике и вашему призыву директор должен ездить на убитой шестерке (а зачем ему 200-ый Крузак? Будь проще!) Снимать офис в тьмутаракании, в подвале, где воняет канализацией (главное ведь простота, не так ли?)
Не так? Вы имели в виду не это? Я ошибся?
В народе давно выработалось отношение к так называемой простоте.
Пословица даже есть такая. Жаль, что Вы её не помните.
А звучит она так: "ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА"!
Вот к чему Вы нас призываете! Ответить
А не Вы ли, Сергей Баталов, пытаетесь здравую мысль довести до абсурда? Не знаю, как у Вас с восприятием границ между нормой и перебором, но я ее чувствую вполне отчетливо. И могу определенно сказать, что "главный тренер" - это нормально, а вот "старший супервайзер клинингового направления", который оказывается начальником над метлами и тряпками - это действительно бред.
Пословица "Простота хуже воровства" здесь неуместна, гораздо больше подходит выражение "Будь проще - и люди к тебе потянутся". Вам самому в чей кабинет будет приятнее зайти, в кабинет просто "генерального директора" или в кабинет "менеджера высшего звена всех подразделений и направлений"? У меня бы однозначно закралась мысль, что этот "менеджер высшего звена" ничем, кроме выдумывания витьеватого названия своей должности, отличиться не может. Именно о таких понтах и идет здесь речь.
А уж Мао Дзе Дун тут вообще ни при чем.)) Ответить
Илья отличная, статья.
Вобщем не буду умнияать, жду продолжения "Коры шоу" Ответить
вся страна менеdжеров ! только я и пара моих dрузей ИНЖЕНЕРЫ! :) Ответить

Добавить комментарий