Топ-менеджеры и кризис самоопределения1

Примерно раз в неделю ко мне обращается один из топ-менеджеров нашего региона с просьбой проконсультировать его в плане дальнейшей карьеры. Говорят одно и то же: совсем скучно стало на работе, все на автомате, рутина. Хочется, необходимо идти дальше. Но вопрос «куда идти?» даже самых опытных заводит в тупик.

Большинство тех, кто приходит за советом – успешные бизнесмены из 90-х. Характерный пример - регионал/территориальные менеджеры из FMCG сегмента. Они знают как свои пять пальцев территорию, ключевых клиентов, все розничные сети, прошли массу тренингов. Но когда речь заходит о карьере, почти все называют своим следующим шагом либо переезд в Москву, либо открытие собственного бизнеса. Самое интересное, что на деле мало кто готов выбрать что тот, что другой путь развития. Неужели и правда тупик?

Разберем ситуацию на примере. Возьмем позицию директора новосибирского филиала, которая интересна потенциальным соискателям, пусть это будет компания-производитель или дистрибьютор продуктов питания. Рассмотрим подробно основные функции. Управление отделом продаж - здесь у большинства твердая пятерка, руководство складом и транспортным отделом – тут можно было бы над собой поработать, бухгалтерия – тоже есть куда расти. А ведь существует еще набор и увольнение сотрудников плюс решение всех административно-хозяйственных вопросов (земля, аренда, пожарная инспекция, СЭС, телефония и другие).

В процессе обсуждения имеющегося опыта открываются новые «зоны роста». И невероятное, становится очевидным: сразу ясно, «почему не рассматривают мое резюме на позицию директора филиала». Дальше нужно решить, где и как получить необходимый опыт или куда пойти учиться, чтобы восполнить пробелы. Можно этот опыт получить внутри компании, можно вне её. Как вариант, можно пойти учиться, и курсовые работы писать на примере работы собственного предприятия, по ходу разбираясь в задачах, которые стоят перед тем или иным подразделением.

В случае, когда масштабы собственной компании становятся малы, существует другой вариант - пойти в более крупный бизнес, который включает в себя не только управление продажами, но и управление производством. Согласитесь, редко кто из «продающих» топ-менеджеров имеет полное представление о производственных циклах, планировании производства, стандартах качества, сложностях с которыми можно там столкнуться. А значит, направление для роста и профессионального развития есть.

Для того чтобы целенаправленно двигаться по карьере, в процессе поиска нового места работы, выбирать необходимо только из тех вариантов, которые дадут Вам опыт. При этом не исключено, что вы можете потерять в зарплате и/или статусе компании. В качестве иллюстрации можно привести пример со студентами, которые сначала работают почти бесплатно, получая опыт, и уже потом устраиваются на интересную работу.

У руководителей предприятий ситуация сложнее: они имеют статус, уже выстроили систему, отладили работу предприятия, но каждый новый год похож на предыдущий - возникает ощущение стагнации, рутины. В этом случае самый эффективный способ – сменить рынок. Следующие два-три года скучать не придется – это точно.

По моим наблюдениям, лучше всего с проблемой самоопределения топ-менеджеры справлялись в период кризиса. Многие работали на разных проектах как независимые эксперты. Разные предприятия, разные сложности, разные люди, - все это позволило получить интересный опыт, углубить экспертизу и увеличить свою ценность на рынке труда. Но главное даже не это. Главное – эти люди смогли найти ответ на самый сложный вопрос, на который за десять лет работы в рекрутменте мне сходу не ответил никто. Это вопрос - «чего я хочу?».

Комментарии

Аноним Анонимович Анонимов
  • Аноним Анонимович Анонимов
Комментарий был удалён

Добавить комментарий