Господа, не стреляйте в гарсона

Столичный ресторан «Кафе Пушкинъ» ищет в Новосибирске официантов. Обещают даже три месяца оплачивать жилье. Видимо, этого времени вполне достаточно для того, чтобы решить – нужен ли новичок заведению или пускай кривая «американской мечты» везет его в другую сторону.

Своим смешным названием этот ресторан обязан одновременно трем совершенно разным людям: собственно Александру Сергеевичу, неподалеку от площади имени которого и расположено заведение, бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову (желавшему всяческих символических подарков к 200-летию со дня рождения поэта) и французскому поэту-песеннику Пьеру Делано. Последний написал еще в 60-х текст для песни «Натали» своего соотечественника Жильбера Беко, где герой, утомившись от рассказов белокурой экскурсоводши про la Révolution d'Octobre *, размышляет, как бы сразу после посещения мавзолея Ленина свалить au café Pouchkine boire un chocolat. **

Чувствуете глубину культурных коннотаций? Представьте, какой-нибудь уже не очень молодой, но весьма хорошо сохранившийся состоятельный француз приезжает по делам в Москву, идет в знакомое по каким-то детским еще впечатлениям café Pouchkine, а там вы – вся в белом. Или весь – сейчас это не запрещено. Ну а если серьезно, то «Кафе Пушкинъ» - это действительно совсем не слабый вариант для трудоустройства. Когда он только-только открылся в 1999 году, то вообще был чуть не самой престижной столичной ресторацией, но и сегодня стабильно входит во всевозможные ресторанные «топы». Да что там – много вы знаете русских ресторанов, которые бы открыли свои «филиалы» в Париже? А вот у «Пушкина» такой «филиал» имеется.

Работа официанта вообще прекрасна и удивительна. Я очень жалею, что в ту пору, когда я сам нуждался во временных, не требующих специальных профессиональных навыков приработках, рынок труда мог предложить мне только вакансии грузчика, сторожа и дворника. Все эти занятия тоже, разумеется, важны, но ни одно из них не способно даже близко дать молодому человеку (неважно какого пола) столько полезных практических сведений об окружающем нас мире.

Во-первых, эта работа учит собранности. Это в офисе вы можете полдня зависать «вконтактике» или прийти на работу с грязной головой. В приличном (не с точки зрения размера среднего чека, а в плане управления) заведении вам этого просто не позволят. Ведь что бы там ни накухарили шеф-повар и его команда, первое и последнее, что увидит гость - это улыбка официанта. И именно она нередко оказывается важнее, чем баланс кислого и сладкого и проработанность текстуры. Потому что в текстурах понимают на самом деле далеко не все, а хорошее отношение ценят даже комнатные попугайчики.

Во-вторых, хороший официант должен быть немного психологом, а если не повезет – и психотерапевтом. Люди приходят в ресторан не столько тупо пожрать, сколько отдохнуть душой. И поэтому могут вести себя иногда не вполне адекватно. И хрупкая девушка или юноша с блокнотом – та первая линия обороны, которой приходится принимать вспышки беспричинного гнева, ураганы язвительной придирчивости и просто волны плохого настроения. Принимать, и уже следующему гостю улыбаться так, чтобы человеку показалось, что только его здесь сегодня и не хватало для полной гармонии.

И еще – работа официанта как нельзя лучше демонстрирует молодому человеку, осматривающемуся в этом непростом мире, важную взаимосвязь между количеством получаемых им денег и удовлетворенностью тех, кто эти деньги тебе платят.

Ведь, согласитесь, довольно часто люди, которые, казалось бы, должны относиться к вам с вниманием и уважением (на том простом основании, что вы являетесь для них клиентом), считают такое внимание чуть ли не унижением собственного достоинства. Что, в общем, понятно – бухгалтер, выдающий вам каждый месяц зарплату, совершенно не в курсе, каким тоном вы разговаривали с «каким-то хреном», так некстати позвонившим вам в минувший вторник. А вот посетитель кафе, получивший остывший эспрессо или пережаренный, стейк помнит все прекрасно.

Тут, конечно, нужно признать, что народ у нас ведет себя по отношению к работникам сферы услуг до сих пор - не то чтобы очень. Тяжелое наследие затянувшегося крепостного права заставляет любую секретаршу на грошовом окладе смотреть на «обслугу» свысока. Да и с чаевыми – самым простым способом оценки качества работы официанта – все как-то еще не устоялось. Не редкость совсем, когда оплатив счет в несколько тысяч рублей, посетитель в «Бриони» выгребает всю сдачу до копейки, самодовольно ворча, что, дескать, «мне почему-то никто не чаевых не дает».

Но тем не менее процесс пошел. Масса заведений самого разного уровня требует столь же масштабного рекрутинга новых и новых сотрудников. Часть из них останется в этом бизнесе надолго, но большинство уйдет в какие-то иные сферы деятельности. Но уйдет не с пустыми руками. В обществе, где значительная доля населения в разное время успела поработать на низовых должностях в общепите (и вообще сфере услуг), как-то исподволь, постепенно меняется тональность отношений между людьми в целом. Во-первых, потому, что поработав официантом, вы привыкнете улыбаться людям до того, как они сделали вам что-то хорошее. А во-вторых – станете чаще видеть улыбки других.

* Октябрьская Революция
** в кафе «Пушкин» пить горячий шоколад

Комментарии

Добавить комментарий