«Они спросили, как у меня с грамотностью – ведь нужно будет вести переписку, оформлять документы, все дела. Я говорю: «Всё в порядке с грамотностью. Я, вообще-то, отличница Тотального диктанта». Видел бы ты, как они меня сразу зауважали». Так моя подруга Таня, гуманитарий по образованию, рассказывает о том, как получила свою первую работу в BTL-агентстве.

 

Прекрасно понимаю этого работодателя. Подавляющему большинству офисных сотрудников сегодня на работе так или иначе приходится писать тексты. Но лишь немногие из них умеют это делать грамотно. Ошибками пестрят отчеты, деловые письма, пресс-релизы, коммерческие предложения, корпоративные сайты, даже договоры и другая официальная документация.

По результатам мониторинга состояния грамотности населения Новосибирска, проведенного филологами НГУ, 1% жителей города делает 0-1 ошибку на страницу (соответствует школьной «пятерке»). 23% - 2-4 ошибки («четверка»). 42% - 5-8 ошибок («тройка»). Остальные 34%  горожан делают больше 8 ошибок на страницу. Все эти двоечники ходят в офисы и вступают друг с другом в деловую переписку.

Я не стану сейчас апеллировать к духовности, говорить об упадке и бескультурье. Просто напомню, что правила русского языка – это принятый в обществе стандарт обмена информацией, и его несоблюдение может аукнуться не хуже, чем несоблюдение каких-нибудь ГОСТов и СНИПов. Неграмотная речь снижает эффективность коммуникации, плохо сформулированная мысль отталкивает, а сам текст с ошибками вызывает недоверие или раздражение.

Конечно, абсолютная грамотность нужна только тем, кто работает со словом профессионально – журналистам, копирайтерам, техническим писателям. Обычному человеку нужна относительная грамотность – умение говорить и записывать свою речь так, чтобы она не отталкивала собеседника, способствовала коммуникации, не мешала ей.

«Раздражает невнимательность, неспособность послушать хотя бы подсказку Word, ‑ жалуется мне отличница Тотального диктанта Таня. – Если говорить о конкретных ошибках, то наиболее частотны такие: компания/кампания, -тся/-ться, не с глаголами. И ‑ главное! – люди постоянно путают фразеологизмы и устойчивые выражения. Всё время что-то «имеет роль» и «играет значение»! Это раздражает до скрежета зубовного».

Кстати, среди HR-ов тоже частенько встречаются так называемые граммар-наци, готовые отсеять интересное резюме за -тся/-ться. Ведь если человек сделал грубую ошибку в резюме ‑ это свидетельствует не столько о его грамотности, сколько об общем уровне ответственности и серьезности отношения к этому работодателю.

Мне кажется удивительным, что в условиях всеобщей безграмотности российские компании до сих пор не начали обучать сотрудников русскому языку. Я имею в виду не тренинги по ведению деловой переписки, где основное внимание уделяется структуре письма и ключевым фразам – «употреби в нужном месте нужное клише». Речь об общем воспитании культуры письменной речи – нужно научить людей писать связные, логически последовательные тексты, не содержащие стилистических, грамматических и, по возможности, орфографических ошибок.

Эту задачу должна решать государственная система образования, но, очевидно, не решает. Вся надежда на бизнес. Эй, друзья, а ваши сотрудники грамотны?

Комментарии

На одной страничке статья о безграмотности и тут же яркая иллюстрация этому: Рита Харина пишет в консультации "Здравствуйте, Лариса. К сожалению, с учебными заведениями Санкт-Петербурга НЕЗНАКОМА". Невольно цепляешься глазами за такие вот школьные ошибки. Ответить
Уважаемая Наталья! Спасибо за указание на ошибку - в конце концов, не боги горшки обжигают. Да, иногда даже у самих граммар-наци, к которым я себя со стыдом причисляю, случаются досадные ошибки или опечатки (вторым я особенно часто страдаю), однако же наш редакционный подход к грамотности не дает нам, например, публиковать вопросы читателей в том виде, в котором они к нам приходят - на автомате, в полусне, терпеливо мы правим хотя бы самые грубые ошибки, чтобы всем вокруг было приятно читать наши тексты :-) Спасибо! Ответить
Молодец, Егор, у меня несколько интересных мыслей по прочтении появилось. Открытым остаётся только вопрос, действительно ли компаниям это нужно и осознают ли они необходимость такого обучения. «Ведь и так всё работает и приносит деньги», а то, что несколько граммар наци скрежещут зубами — так и бог с ними. Ответить
Спасибо за статью. Тема действительно актуальна.
В этом году впервые хочу попробовать себя в тотальном диктанте (пока, к сожалению, такой возможности не имела). Не претендую на абсолютную грамотность, но надеюсь на достойную оценку.
Постоянно сталкиваюсь в работе с тотальной безграмотностью не только рядовых менеджеров, инженеров и прочих сотрудников, которым априори положено иметь высшее образование, но, что самое страшное, с безграмотностью руководителей.
Люди не только не умеют доступно изложить свою речь, но не умеют (не хотят?) воспользоваться даже подсказками Word с тем, чтобы исключить хотя бы явные орфографические, синтаксические ошибки.
И сейчас я говорю только о деловой переписке.
Об общении в «аськах», на различных как профессиональных, так и непрофессиональных форумах речь вообще не веду. В некоторых случаях вообще не ясно, что же хотел сказать человек, потому что слова коверкаются, используются в неверном порядке или вообще не вписываются в контекст.
И это ужасно! Ответить

Добавить комментарий