Высшее образование ругает даже ленивый. Но молодёжь учить надо, и я, отработав в сфере PR и рекламы 15 лет, решила попреподавать. Семестр выдался тот ещё. И вот что я в итоге поняла…

Сначала я думала, что преподавание – это мой способ влияния на будущее. Жестоко ошибалась. Во-первых, какое оно будет, это будущее, и нужны ли будут в нём знания, которые я сейчас считаю ценными, я не знаю. Во-вторых, на качество специалистов, даже в рамках одной группы, никакой отдельно взятый преподаватель повлиять не может. Образование – личное дело каждого. Оно у человека будет настолько хорошим, насколько он сам к нему стремится. Сознательные студенты всегда были в дефиците, а сейчас их меньше, чем когда-либо. И те, которые стремятся, стали такими не потому, что я на них повлияла, а потому, что они сразу такими были. Приятно думать, что может быть, что-то кристаллизовалось с моей помощью. Хорошо бы.

Преподавание без практической деятельности по дисциплине – профанация. И кидайте в меня помидорами, кто не согласен. Ну, может, есть отдельные дисциплины (латынь и тому подобное) которые можно только преподавать. Знания в голове преподавателя, не практикующего свой предмет, подвержены энтропии. Помните же, чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног. А чтобы двигаться вперёд... ну и так далее.

Преподавание нужно, прежде всего, самому преподавателю. «Ты не можешь знать предмет, пока не начнёшь его преподавать» – эту фразу я слышала от Петра Фоменко, но, думаю, не он первый это сказал. Во время практической деятельности ты пользуешься какой-то частью инструментов, а преподавать нужно весь спектр. Но это не главное. Главное то, что во время передачи знания происходит самоосознание. Проговаривая лекцию, как бы проверяешь свои собственные мысли на подлинность. Конечно, самая лучшая проверка – практика, а преподавание – теоретическое осмысление: где я нахожусь?

Не говоря уже о том, что если хочешь вывести новую концепцию, ввести в практический обиход некое новое измерение, пусть и не собственного производства, то без преподавания не обойтись. Говорят же, что учёному, чтобы войти в науку, нужно создавать школу. И дело тут не только в том, что ученики помогают популяризовать идеи. А в том, что на учениках эти идеи проверяются. Да, такие вот опыты на живых людях.

Искусство красиво теоретизировать – не главное в преподавательском труде. Вообще лекция с точно выверенными словами хороша для одиночного мастер-класса где-нибудь на выезде, когда надо за полтора часа вдохновить, поразить воображение, придать творческий импульс. А для ежедневной преподавательской рутины это всё не подходит. Если каждую лекцию готовишь, как нобелевскую речь, то она перестаёт быть раздражителем для мозгов. На таких лекциях студенты спят. Потому что они ещё не в состоянии воспринять ценные выводы, проверенные мозолями и иногда писаные кровью. У них ещё нет опыта практической работы, который позволил бы это оценить. Поэтому нужно максимально дать им возможность попрактиковаться, а среди «разбора полётов» вставлять ценные практические выводы. Тогда они будут восприняты. Какие-то из них. И не всеми.

Преподавание как род деятельности может понравиться всем, кто получает удовольствие от общения и не впадает в кому из-за несовершенства мира и собственного несовершенства. Тут главное – просто быть со студентами, разбирать какие-то кейсы, даже иногда полезно поговорить о жизни. Особенно, если жизнь подбрасывает темы, соответствующие учебному плану.

Сейчас никакого почёта в преподавательском труде не осталось. И если идти туда за заработком – неизбежны разочарования. Даже самая справедливая оплата труда преподавателя неадекватна затраченным усилиям. Поэтому если преподавать – то ради чего-то ещё, лежащего за пределами системы образования. Тогда будут силы это всё пережить.

                                                                                               * Docendo discimus (лат.Обучая, учимся сами)

Комментарии

Знаете, а мне стало немного обидно за тех, кто учит. Знаете, за тех, кто искренне держится за систему образования как единственную спасительную ветку, и при этом не учится сам новому, то есть теряется и становится неактуальным. Таких как раз много в системе образования. Ответить

Добавить комментарий