Время от времени мне приходится принимать участие в отборе кандидатов на вакантные должности в отделах маркетинга, рекламы и PR. Собеседовать приходится многих, а вот принимать на работу фактически некого.

Ежегодно новосибирские вузы выпускают в среднем порядка 150 свежеподготовленных PR-специалистов. На сайтах о работе резюме в сфере маркетинговых коммуникаций в пару-тройку раз больше, чем вакансий. Так сказать, три к одному. Но найти талантливый и образованный «PR-кадр» - большая удача. Так какие пиарщики обычно оказываются «за бортом» рассмотрения, а на каких идет направленная охота и почему?

Задача специалиста по связям с общественностью – формировать нужные компании мнения среди нужных групп общественности посредством масс-медиа и других коммуникаций. Пиарщик генерирует идеи событий и новостей, пишет тексты, взаимодействует с журналистами и управленцами внутри компании, организует PR-мероприятия и отслеживает эффект (публикации). Всё это определяет предпочитаемый профиль сотрудника.

Отличие хорошего специалиста по PR от плохого в том, что он способен создавать новости и информационные сообщения таким образом, что СМИ хотят опубликовать их бесплатно. Однако, многие кандидаты уже на собеседовании говорят о необходимости бюджета на закупку рекламных площадей или новостей на сайтах как о данности. Скорее, это явный минус: для оплаты площадей не нужно больших способностей, а вы попробуйте подать новость о смене вектора развития бренда так, чтобы о вас написали в деловой газете в разделе «Маркетинг»?

Если говорить о личностных качествах, пиарщик компании массового рынка, работающий с широким кругом медиа, должен быть общительным и дружелюбным. Так, одна моя знакомая была «своей» в журналистских кругах, и на «квартирниках» с тёплым чаем, и на пафосных презентациях с дегустацией бургундских вин. Вполне естественно, что когда журналистам нужны были комментарии на казалось бы абстрактные темы, то именно она получала звонок вроде: «Нам срочно нужно интервью с одним из ваших сотрудников, который занимался параглайдингом в Андах или на худой конец сплавлялся по горной реке в Турции». А каждое подобное нецелевое интервью – это новые упоминание о компании, и это уже большой плюс в PR-копилку. Поэтому открытость, отзывчивость и контактность – несомненные плюсы, а замкнутость и несговорчивость кандидата – минус.  

Человек с харизмой будет предпочтительнее работника, который только пишет тексты, потому что для паблисити важно не только писать пресс-релизы, но и выступать лицом компании, к исходящей информации от которого прислушиваются. Очевидно, что при необходимости получить срочный комментарий, журналист обратится к человеку, которого считает не только компетентным, готовым дать точный и ёмкий комментарий практически по любому вопросу, но и интересным публике. И тут важными становятся не сами слова, но и образ, который уже имеет сам спикер (вне зависимости от того, какую компанию он представляет).

Креативность пиарщика, несомненно, важна, однако если мы говорим о сотруднике внутри компании, то, возможно, на первый план выйдет проектный менеджмент. Так, организованность – это плюс, а вот бесшабашность – скорее минус. Тексты можно поручить написать и журналистам, если специалист понимает, чего он хочет в итоге, а вот менеджмент на аутсорсинг отдать невозможно. Хороший организатор договорится о площадке для проведения пресс-конференции, организует фуршет для журналистов, согласует возможности топ-менеджмента и подходящие для СМИ временные интервалы, проведет мероприятие в рамках бюджета и отследит его эффективность.

На собеседованиях мы можем встретить редактора студенческой газеты или журналиста газеты «Норильский гудок», которые не умеют отслеживать новости по ключевым словам в Google или не смогут организовать срочный десант актеров для поздравления детей сельского детского дома с Днем знаний. А бизнес этого требует.

Так и получается, что если проанализировать, у какого количества кандидатов есть все эти плюсы, а кто отличается наличием скорее профессиональных минусов, то становится очевидно, что на самом деле спрос на ценных сотрудников превышает предложение рынка, а изначальный расклад «три к одному» оборачивается в формат «один к трём». 

Комментарии

Добавить комментарий