Не умеешь - научим?

Цивилизация (медленно, но верно) переходит к новой фазе развития – информационному обществу, главным продуктом которого являются информация и знания. Это одна из главных предпосылок взрывного роста потребности в IT–специалистах.

Уже лет 30 звучат претензии работодателей, что специалистов мало, а та молодежь, что приходит на предприятия, не имеет необходимых знаний и навыков. Приходится молодого специалиста доучивать на рабочем месте, то есть тратить время и ресурсы на то, чему в вузе не доучили или не научили вовсе. Однако от самих работодателей так пока ещё и не получен ответ на вопрос представителей образования: «Как угадать, что будет использовано в производстве через 5 лет?». Особенно сложно делать подобные долгосрочные прогнозы в такой быстроменяющейся отрасли как IT. 

В целях оперативного насыщения рынка IT-специалистами всё чаще предлагают сокращение времени обучения и возрождение системы подготовки программистов в средних специальных учебных заведениях (вместо 5 лет в вузе порядка 3 лет в училище). Но такой способ решения кадрового вопроса имеет существенные недостатки.

Так, например, не стоит списывать со счетов возрастную психологию. На старших курсах вуза, когда студент уже практически сформировался как личность, привлечение ведущих специалистов отрасли в качестве преподавателей спецкурсов часто даёт положительный эффект уже за счёт самоопределения и высокой мотивации обучаемого. Но при работе со студентами среднего специального учебного заведения необходимо учитывать, что мотивация познавать новое и погружаться в работу у молодых людей будет чрезвычайно низка именно из-за возрастных особенностей, кроме того они не смогут воспринять некоторые концепции в силу отсутствия понятийного аппарата. 

С другой стороны, за счёт сокращения времени подготовки специалистов станет проще угадывать потребность рынка - что, безусловно, хорошо - но как быть с преподавателями, которые в погоне за удовлетворением потребностей работодателей будут обязаны каждые два-три года менять программу обучения? Следует понимать, что изучение нового языка программирования для преподавателя - это только половина дела. Необходима разработка методических материалов, логичного и непротиворечивого курса лекций, набора заданий для практических занятий и лабораторных практикумов. Добавим сюда определение списка необходимой литературы для обучения и перечня вопросов на самостоятельное изучение, вариантов курсовых работ, вопросов для самопроверки и экзаменационных билетов. И в завершении всего курс должен непротиворечиво вписываться в общую программу обучения будущего специалиста! При этом ведущий курс должен все же быть, как минимум, интересным лектором. А это, согласитесь, уже несколько иной уровень компетенций преподавателя…
 

Поэтому, если подходить к решению кадрового вопроса системно (а не сгоряча), необходимо при вузах развивать профильные исследовательские лаборатории с участием преподавателей, ведущих специалистов IT-компаний и студентов. Тогда новые решения будут приходить в бизнес вместе с выпускниками университетов.

 

Комментарии

Добавить комментарий