Случается, что руководители воспринимают сотрудников как своих личных помощников: «Он же на работе, получает зарплату, поэтому не всё ли равно какое задание дать ему»? Как определить, от каких заданий лучше отказаться сразу, а какие выполнить? И как аргументировать своё решение?

Задания у руководителей бывают разные, например, сбегать за пирожками в магазин, поискать реферат для ребенка, отдать обувь в ремонт. Бывает, просьба касается задания, находящегося не в вашей профессиональной компетенции. Некоторые относятся к таким просьбам спокойно или воспринимают их как проявление высшего доверия руководителя и возможность «запомниться» своей исполнительностью и преданностью, кто-то в душе сопротивляется, но не знает, как отказаться, чтобы не испортить отношения.

Просьбы личного характера
На мой взгляд, прежде всего важно понять, это блажь босса или разовая просьба по объективной причине и, исходя из этого, действовать. Выполнять личные просьбы или нет — решать лично каждому, как и работать с таким руководителем или нет. Только помните, выполняя подобные поручения, вы теряете время, которое могли потратить на развитие своей квалификации, выполняя рабочие задачи. Как правильно отказывать? Отказывая, аргументируйте свой ответ, предложите вариант решения проблемы. Например:

Избегайте эмоций и фраз «хочу-не хочу» в разговоре с боссом
  • принять личного секретаря или помощника, если таких просьб становится все больше и больше;
  • поручить эти задания секретарю, если он уже есть в штате;
  • сослаться на то, что у вас есть работа, отвлекаясь от которой вы рискуете не получить должного результата.

Задания, не относящиеся к непосредственным обязанностям
В последнее время довольно частыми со стороны начальства становятся задания профессионального характера, но не относящееся к непосредственным обязанностям сотрудника. Например, вы работаете бухгалтером, а вас просят заказать рекламную продукцию.

Подобные ситуации часто характерны для маленьких компаний

Прежде всего важно понять, руководитель дает поручения по принципу: «кто проходил мимо, того и обязать», либо вы недогружены работой, а, может, сократилась численность сотрудников: уволился коллега, прошла оптимизация, или руководитель хочет развивать вас, расширяя круг ваших обязанностей.
1. Если это не ваш функционал, скажите, кто компетентен в решении данного вопроса. Объясните, что вам нужно будет много времени, чтобы разобраться, и результат может отличаться от ожидаемого. Если отказаться от задания не получается, расставьте приоритеты в своих функциях, выполняйте задачи по степени важности и информируйте руководителя о статусе решения вопроса.
2. Если запросы относятся к выполнению дополнительных трудовых функций и носят систематический характер, стоит обсудить с руководителем изменение условий трудового договора. Вспомните, сколько времени вы тратите на дополнительную работу, как часто вы выполняете ее, подкрепите этими аргументами свой разговор с начальством.
3. Используйте дополнительный функционал как возможность профессионального роста.
Выполнять дополнительный функционал нормально, если в компании наступил «мобилизационный» период. В такие моменты каждый берет на себя несколько функций, чтобы выжить на рынке, и многие готовы делать все, что нужно и даже больше. Но важно понимать, что это временные нестандартные ситуации. Если кризиса нет, то руководитель не должен злоупотреблять вашей преданностью.

Если вы отказались от непрофильных задач вежливо, всё понятно объяснили, а руководитель не понял, подумайте, может быть вы ошиблись с выбором компании или должности? Уходите оттуда! Это лучше, чем каждый день, затаив дыхание, думать о последствиях отказа, боясь потерять работу и получить грубость в ответ.

Комментарии

Добавить комментарий