Личинка будущего работника

Как-то я ехала на маршрутке из Академгородка в город. Напротив сидели два замечательных парня лет двадцати - лохматые, веселые, умные, громкие. Из их разговора нетрудно было понять, что один - магистрант, а другой - аспирант; один из НГТУ, другой - из НГУ. Хорошие ребята.

И о чём же они говорили все сорок минут поездки? Они говорили о том, где и как им надо «прокачаться» после учебы, чтобы потом можно было устроиться на нормальную работу. Оба покорно принимают тот факт, что пока они учатся, никакая «прокачка» с ними не случится. Что с этого уровня придётся уходить без умений и навыков, необходимых  для взрослой жизни («Ну скилзов-то совсем нет!»).

И они делились друг с другом… нет, не опытом. Делились они слухами и мифами, по большей части  мрачными. О том, кому в Новосибирске нужны люди с инженерным и физическим образованием, и нужны ли они вообще. О том, как устроены дела в тех компаниях, где нужны. О том, как всё непросто и всё не так, а как так – тоже непонятно. 

Студент – это личинка будущего работника

Я была крайне удивлена двумя моментами. Во-первых: их твердой уверенностью, что во время образования и пытаться не стоит. Во-вторых: колоссальной неосведомленностью. Ребята не имели никакого реального представления ни о рынке труда, ни о наличии потенциально интересных фирм-работодателей, ни о том, какие направления в их сфере сейчас актуальны.  «Да,  подумалось мне, – тут простой парой по профориентации не обойдешься».

А ещё я подумала, что сетовать в этой ситуации на детско-студенческий инфантилизм, наверное, правильно, но абсолютно бесперспективно. Ведь что такое студент? Эдакая личинка будущего работника. Умненькие, активные, всё понимающие и ничего пока не умеющие. Большинство из них сами себя так и осознают. Но понимать свои сложности – это не всегда уметь действовать. Между студентами и взрослым миром стоит стена, пусть и прозрачная. Каким образом пройти сквозь неё, молодые люди не знают. А взрослые обычно просто ждут, когда некоторая часть молодых людей волшебным образом всё-таки проскочит и окажется уже по эту сторону стены.

Вовлечение студентов в реальные проекты – шанс обучить реальной профессии

И я обращаюсь к взрослым, особенно к тем, кто причастен к современному инновационному производству: дайте студентам реальную возможность узнать о вас. Приходите в вузы, читайте спецкурсы, разрабатывайте совместные магистерские программы. А ещё -  вовлекайте студентов в свои рабочие проекты. Не в качестве подмастерьев, а полноправными участниками сложных производственных процессов.Так уже делают некоторые компании в рамках межвузовской сетевой инженерной магистратуры и, по их отзывам, такое сотрудничество – отличный  вклад в будущее компании. Ведь не только студент получает внятного работодателя, но и работодатель, в свою очередь, имеет возможность выбрать лучшего из лучших студентов и доработать «под себя» будущего сотрудника.

Надеюсь, что и у тех ребят в маршрутке всё сложится хорошо. В наших силах сделать так, чтобы хороший сценарий стал максимально доступен для многих студентов.

 

Комментарии

Добавить комментарий