«И топам нужно учиться, но их приходится раскачивать»

Татьяна Самолова

Татьяна Самолова

Президент Бизнес-школы "Самолов и Самолова". Образование: Новосибирский государственный университет, механико-математический факультет. Хобби: детективы, фантазийная и детская литература.

Несколько слов о бизнес-школе "Самолов и Самолова"

Бизнес-школа "Самолов и Самолова" уже более 17 лет помогает российским и зарубежным компаниями становиться успешней - благодаря созданию сильных профессиональных команд управленцев и sales-менеджеров.

Компания не может развиваться внутри себя – ей необходимо что-то черпать извне. Нельзя думать – ни тренеру, ни персональщику - что они боги, которые могут свернуть все горы сами. Нужно делать это вместе, и тогда будет отличный результат, - считает Татьяна Самолова, президент бизнес-школы "Самолов и Самолова". Об этом и не только пойдет речь в интервью.

e «Самолов и Самолова» - одна из старейших бизнес-школ Новосибирска. Расскажите нам историю формирования тренингового рынка?

Тренинговый рынок Новосибирска (именно бизнес-тренингов, а не тренингов личностного роста) начал формироваться в середине девяностых годов. Тогда наши менеджеры звонили в компании, а у них спрашивали: «А что такое тренинги? Зачем они нужны? Кто вы вообще?». Это яркая характеристика того времени – люди даже если знали, что такое тренинги, у них не было представления о том, зачем это нужно. Шли в основном по рекомендации – кто-то свою команду потренинговал и что-то понравилось. Дай и я попробую. Иногда тренинги рассматривались как причина, отправная точка для внесения изменений в компанию, не всегда позитивных. В основном такие изменения касались оплаты труда, - перехода с оклада на проценты, например.

e А сейчас эта ситуация изменилась?

Сейчас все-таки руководители хотят получить конкретный результат, финансовый например – даже если они не говорят о точных цифрах в продажах или долях рынка, но они могут сравнить, как работают те, кто прошел обучение и как те, кто не прошел его. И могут увидеть разницу.

e Продажи – это основная часть программ вашей школы?

Большая часть проводимых нами тренингов, - это управленческие тренинги. Специалисты нередко делают карьерный скачок и становятся руководителями, но многие в этой ситуации теряются, у них нет нужных знаний и навыков, чтобы осуществлять профессиональное управление коллективом. Во время бурного роста любой компании очень важно чтобы и сотрудники могли быстро расти в ней. Практические курсы, включающие в себя тренинги и экзамены, помогают из специалистов в довольно короткие сроки сделать толковых управленцев.

e У вас прямо экзамены нужно сдавать?

Да, у нас целая система обучения, которая состоит из трех Школ: Школа эффективного управления, Школа лидерства и Школа профессиональных продаж. Каждая Школа включает в себя как тренинги, так и оценочные процедуры (в том числе экзамены). Решение по результатам оценки принимает, конечно же, работодатель а мы только помогаем выстроить эту оценку. Кстати, это одно из наших конкурентных преимуществ, которое позволяет нам сейчас и Москву покорять – важно, что мы не просто проводим тренинги, а еще и имеем качественно выстроенную систему оценки.

Системное обучение не только позволяет быстро растить и развивать персонал, но имеет колоссальное влияние на корпоративную культуру в целом. И мы стараемся, чтобы корпоративная культура менялась управляемо, чтобы она развивалась так, как нужно компании. Мы создаем культурный фактор, образно говоря, вносим бациллу, а дальше уже идет встраивание новых стандартов в компанию.

e Сейчас работать легче, от того что все понимают, что учиться надо или сложнее от того что конкуренция на рынке бизнес-обучения выше?

Сложно ответить на этот вопрос. Несколько лет назад мы работали тихо, не были особо известны, просто переходили от клиента к клиенту. А вот в 2002 году мы начали целенаправленно развиваться – стали давать много рекламы, с 2003 года проводим ежегодно по две конференции, - стали активно продвигать бренд Бизнес-школы «Самолов и Самолова». И сейчас узнаваемость бренда Бизнес-школы по Сибири достаточно высокая. Нам уже не задают вопросы, кто мы такие, когда звонят наши менеджеры, у нас масса входящих звонков. И тут сложно сказать – повышенный к нам интерес появился в связи с общим ростом спроса на рынке, или мы раскрутили свой бренд и теперь пожинаем плоды успеха. А скорее всего - и то, и другое.

e А вы анализируете спрос рынка и уже под него выстраиваете предложение?

Не совсем, у нас с Юрием Самоловым все-таки научный склад ума – математическое образование, поэтому мы к этому вопросу подходим так: есть профессия управленец и есть профессия продажник. И должен быть подход к изучению этой профессии, к ее развитию, а наша задача – разработать программы, которые бы помогали человеку развиваться в этой профессии. Ну а темы – на них может быть проходящая мода. Если эта технология не помогает человеку развиваться и карьерно расти, а компании повышать свою эффективность, то это просто новомодная штучка, время которой быстро пройдет.

Сегодня остро стоит проблема эффективных управленцев.

e Тематически меняются тренинги за 10 лет? Если да, то как?

Если в общем смотреть на рынок, то он сильно изменился - раньше больше учили продавать, теперь спрос на эти тренинги более-менее стабилизировался. Сегодня остро стоит проблема эффективных управленцев – на рынке труда их явно недостаточно, приходится компаниям растить своих, отсюда интерес к управленческим тренингам. Пришло понимание того, что управленцев тоже надо учить, от этого зависят темпы развития компании и ее эффективность.

e А насколько сложно привлекать топ-менеджеров к обучению? Они же традиционно боятся признаться в собственной якобы некомпетентности.

Да, и топам нужно учиться, но их приходится раскачивать. Для этого мы сначала предлагаем обучение менеджеров среднего звена, а потом топы начинают элементарно завидовать – видят, что их подчиненные управленческими навыками, в первую очередь оперативными, владеют лучше них. И приходят сами. Что касается их боязни, то есть в продажах такие техники – работа с возражениями и работа с отговорками. Когда топ-менеджеры говорят, что они сами все знают и умеют, или что им просто некогда учиться, то это именно отговорки, чаще всего человек боится показать свою неадекватность тому месту, которое он занимает. А если этот вопрос не обсуждать – надо ему или не надо учиться, а переключиться на обсуждение бизнеса и каких-то проблем в нем, то руководители очень хорошо идут на контакт. Они воспринимают обучение не как покушение на личностную целостность, а как получение определенных инструментов, которые необходимы ему для решения конкретных задач.

e Некоторые компании считают, что тренинговые компании – проедатели бюджета: что они могут нам посоветовать, если они не знают нашего бизнеса и не работали в нем?

Да, изредка бывают такие случаи, когда будущий клиент нам говорит: «А вы сами в бизнесе работали, чтобы бизнес-тренинги вести?». Все наши тренеры, прежде чем начать вести тренинги по продажам, работают в продажах – продают наши обучающие программы, а это сложный бизнес, не так-то просто продавать нематериальный товар. Потом каждый должен доказать свою эффективность как руководителя внутри компании – руководит внутренними проектами, отделом или направлением, сдает экзамены в рамках Школы управления. Если он свою эффективность не доказал, он просто не будет допущен к ведению тренингов.

А вообще люди, которые так высказываются, обычно являются шлагбаумом для входа эффективных технологий с рынка. Но компания не может развиваться внутри себя – ей необходимо что-то черпать извне. Нельзя думать – ни тренеру, ни персональщику - что они боги, которые могут свернуть все горы сами. Нужно делать это вместе, и тогда будет отличный результат.

e Вы считаете, что в Новосибирске вам нет равных?

Каждая успешная компания уникальна, - есть нечто, отличающее ее от всех остальных и позволившее добиться этого успеха. В России мы единственная компания, в которой существует эффективная система подготовки тренеров – от буквально вчерашних выпускников вузов до высокопрофессиональных бизнес-тренеров.

e Вопрос кадров в вашем бизнесе является ключевым. Как вы его решаете?

У нас сейчас 8 бизнес-тренеров, и на разной стадии подготовки несколько человек. Набор ведется постоянно, - буквально по крупицам строится наша команда. Мы растим кадры сами – не взяли с рынка ни одного готового тренера. И у нас сейчас уже есть кадры, которыми мы гордимся – они и в Москве получают хорошие отзывы после проведенных там тренингов.

e Хорошо, вы никогда не привлекали бизнес-тренеров к себе на работу, но уходили ли от вас заботливо взращенные специалисты?

Такие, которые достигают результата – не уходят. Уходят те, которые не могут достичь результата - и от бессилия принимают такое решение. Ну нет у нас ни одного человека, про которого я могла бы сказать – эх, такой специалист, жаль, что ушел.

Мы отдаём предпочтение трём вузам: НГУ, НГТУ и НГПУ.

e Есть ли предпочтение в образовании людей, которые приходят к вам работать?

Есть три вуза, которые у нас определены как предпочтительные – это НГУ, НГТУ – и психологические, и экономические факультеты, и НГПУ – там только психологи. Что касается педуниверситета, то там, конечно, единицы, но эти единицы – они даже более ценные, чем выпускники других вузов, например, НГУ. В НГУ очень много амбициозных выпускников, причем эти амбиции часто ничем не подкреплены. Я у них иногда спрашиваю: «Ну чему ты можешь научить? Тебя же тухлыми яйцами забросают зубры-продажники!». А вот выпускники педа готовы кропотливо работать над собой, и поэтому добиваются лучших результатов.

e И последний вопрос: каковы перспективы рынка обучения в Новосибирске?

Я считаю, что рынок обучения в Сибири, в России во всем мире имеет очень большой потенциал. В России это вообще просто начало пути - можно создавать много нового, просто поле непаханое для человека с мозгами. Это рынок, который соприкасается гранями со всеми рынками – а это колоссальные возможности для синергизма, создания чего-то нового в разных сферах бизнеса.

Комментарии

Добавить комментарий