«Человек - это просто товар на рынке»

Давид Шустерман

Давид Шустерман

Сертифицированный консультант по управлению, директор консультативной фирмы «Пятерка». Образование: МЭИ (Московский Энергетический Институт), занимался разработкой сложных высоконадежных систем управления. С 1990 года является консультантом по организационному развитию в банках, финансово-инвестиционных и страховых компаниях, торговых корпорациях, компаниях рынка высоких технологий.

Несколько слов о Бизнес-школе "B2YOU"

Сегодня Школа занимает стабильное положение среди лидеров рынка образовательных услуг. В рамках Школы действуют следующие направления: открытые образовательные программы для руководителей компаний, руководителей коммерческого направления компаний, менеджеров продаж; корпоративное обучение; проект «Бизнес без границ» и детское Бизнес-образование. При формировании программ Школа опирается на основные принципы учебной и организационной деятельности классического бизнес-образования.

"Попробуйте сначала задать себе вопрос, а потом вашим соискателям: «Что ты, собственно, продаешь?» Минимальное количество людей может ответить на данный вопрос. Человек – это такой же товар на рынке, теорию знают все, а вот перенести это на личностный уровень – сопротивляются," - утверждает Давид Шустерман, который приезжал в апреле в Новосибирск по приглашению бизнес-Школы «B2YOU» и Консалтингового центра «Training & Consulting» в рамках делового проекта «Бизнес без границ».

eДавид Матвеевич, действительно ли региональные бизнесмены, для которых вы проводили тренинг, сильно отличаются от столичных? И чем?

Я не заметил какой-то разницы. В России лукавят, когда говорят о провинциалах и региональных особенностях. Я не отмечаю никаких серьезных отличий между московскими, новосибирскими, томскими, белгородскими бизнесменами. Единственное отличие, пожалуй, языковое. Например, томские бизнесмены прекрасно владеют классическим русским языком. Язык – это всегда миропонимание. Если все вокруг «как бы» и «типа», то мир представляется таким же «как бы» и «типа». Сегодня невозможно говорить о серьезном менеджменте в России без стандартного управленческого языка. Язык в управлении задает качество управления. Мы так и не осознали эту проблему, хотя она архиважная. «Хозяева» не понимают менеджеров, менеджеры - друг друга; есть только иллюзия понимания.

eА если говорить о вашем семинаре «Собственник и топ-менеджмент – конфликт интересов и ценностей», что нужно этим двум лагерям для понимания? Сложность только в языке?

Знаете, у нас сейчас нет в чистом виде собственников и топ-менеджеров. Кто сейчас участвует в семинаре? Исключительно симпатичные толковые ребята, которые десять - двенадцать лет назад были точно такими же совками, как и все остальные. Они оказались адекватнее многих, но внутри ничуточки не изменились. Считается, что к пяти годам у человека формируются базовые ценности, с которыми человек живет всю оставшуюся жизнь. И тот факт, что они заработали большие деньги, никак не сказывается на их готовности быть настоящими собственниками или топ-менеджерами. Должна произойти смена поколений. Если вспомнить историю - 1861 год, отмена крепостного права, то упоминания о серьезном российском бизнесе появились лишь через сорок лет, в конце ХIХ – начале ХХ вв. Вот примерно то же самое будет и сейчас.

eТо есть нам нужно подождать сорок лет для нормального развития бизнеса?

Абсолютно. Мы сейчас переживаем переходный период. Старой культуры уже практически нет, а новой - еще нет. Что отличает развитую культуру? Наличие культурных стереотипов. Посмотрите, как отличается молодежь до 20 лет и молодежь до 30 лет – это два совершенно разных поколения: они по-разному воспитаны, у них другое отношение ко времени, они иначе оценивают мир. Для тех реформ, которые мы переживаем, это естественно. Эти реформы касаются не только смены экономических правил, они касаются нашей жизни в целом. Поскольку этот процесс не только не завершен, он еще в самом начале. Говорить о том, куда мы придем, можно с высокой долей условности. Все это когда-то переживал Запад, и сейчас, по сути, мы повторяем тот же путь.

eА как в этих условиях вести себя бизнесменам?

Во все времена России привычно жить в неопределенности. Поэтому наши адаптационные возможности такие, каких нет ни в одной другой стране. Нас наоборот начинает раздражать, когда что-то стабильно и неизменно. Заметьте, конфликты в бизнесе практически всегда возникают в те моменты, когда организация развивается успешно. Этому есть объяснение. В России идеология формирует культуру выживания в экстремальных условиях. Нам кризисы, потопы, землетрясения, революции — нипочем. Мы готовы к любым катаклизмам еще с юного возраста. Как жить, когда все спокойно? Вот проблема.

Еще одним важным фактором, ограничивающим развитие бизнеса, является закон. Закон никогда за всю историю России ни одному человеку в этой стране выжить не помогал. Не может быть законопослушных граждан в стране, где закон – это внешняя сила по отношению к остальным людям. И в этом смысле закон – абсолютно вне российской культуры. Это те факторы, которые ограничивают деятельность бизнеса.

eВо всем этом положении дел ощущается какая-то безысходность, не правда ли?

Наоборот. Это развитие событий представляет перспективу. По той простой причине, что мы повторяем все то, что было до нас в тех странах, которые тоже выбрали этот путь. К примеру, Индия. По темпам развития она чуть-чуть впереди нас. Они раньше выбрали верный курс и целенаправленно ему следуют.

Рынок - это вера населения в завтра

Знаете, я хочу, чтобы наше правительство понимало одну важную вещь: рынок - это не только экономические правила. Рынок - это вера населения в завтра. Только тогда люди будут брать кредиты, ипотеку, покупать квартиры. Если уверенности в завтрашнем дне нет, если тебя все время пугают, то большая часть рынка, связанная с длинными деньгами, отсутствует как факт. Например, в Швеции действия государства направлены на то, чтобы у человека была собственность. Для этого используются долгосрочные ссуды на льготных условиях, специальные программы финансовой поддержки. Государство стремится к тому, чтобы людям было что терять.

eДавид Матвеевич, а стратегическим решениям, принимаемым собственниками и топ-менеджерами в России, тоже свойственна сиюминутность?

Давайте четко разведем два этих понятия. Собственник - это человек, который создает риски, вкладывая деньги. А менеджер - человек, профессионально подготовленный для минимизации этих рисков. У нас же зачастую менеджер чувствует себя бизнесменом, и при этом ничем не рискует. А собственник начинает управлять, не обладая профессиональными знаниями в данной сфере. Это две абсолютно противоположные позиции – собственник и менеджер. Они и по психологическим характеристикам разные.

По своей натуре собственник должен быть оптимистом, потому что иначе нельзя. Верить в светлое будущее и планировать свое завтра. А менеджер должен быть «тревожным»; он все время рассчитывает на неприятности. Он, скорее, пессимист. Неоднозначная ситуация возникает, когда менеджер вместе с собственником решают вопросы будущих капиталовложений. У одного есть свобода для фантазии, а у другого - ответственность за результаты.

eСкажите, такое распределение обязанностей должно быть обязательным в любой организации?

Это правило действует для всех, кто собирается заниматься бизнесом. Только в нефтяных компаниях топ-менеджерам частично передают функции собственника, потому что уж очень много собственников в этой области бизнеса. Собственник и менеджер - это способы мышления, причем для России они немножко необычные. В России образование идет по немецкому типу – люди напитываются знаниями и правильными сведениями. Идея правильности свойственна только науке, а идеи управления все построены на том, что в принципе невозможно дать правильное решение. Если собственник хочет больше денег, ему нужно больше времени уделять бизнесу. Если он хочет личной жизни – у него не будет времени на бизнес. В бизнесе все время приходится выбирать между крайними точками, это очень жесткий вид деятельности, жестокий даже, я бы сказал.

eА у менеджера нет таких дилемм?

Конечно же, есть. Если он хочет состояться в профессии, продвинуться по карьерной лестнице, зарабатывать больше денег – ему необходимо умело планировать свое время. В этой сфере постоянно можно и нужно узнавать новое. Для успешного управления бизнесом необходимо бесконечное количество знаний. Как и в человеческой жизнедеятельности, здесь, в бизнесе, невозможно поставить точку.

eСреди посетителей нашего портала много людей, которые ищут работу. Успешность их деятельности будет зависеть от эффективности управления в организации?

На мой взгляд, существует преувеличение роли управления в деятельности организации. Нужно понимать, что управление - не самоцель, а вторичная деятельность. Следует различать бизнес и управление. А у нас - сущностная путаница этих понятий. Попробуйте сначала задать себе вопрос, а потом вашим соискателям: «Что ты собственно продаешь?» Минимальное количество людей может ответить на данный вопрос. Человек – это такой же товар на рынке, теорию знают все, а вот перенести это на личностный уровень – сопротивляются. «Что вы продаете, сколько это стоит, кто покупатель?», «Что вы продаете, что у вас на самом деле покупают?» Это чистый маркетинг.

eЭто действительно довольно сложный вопрос - как оценить себя?

С него начинается рынок. Ты полон всяких знаний, хотя на рынке требуются навыки. Что ты умеешь делать? Умеешь ли ты продавать? Умеешь ли ты вести переговоры? Это же навыки. Дело в том, что в России отсутствует планирование карьеры, планирование будущего. А это описание действий по отношению к организации, которые позволили бы реализовать намеченные цели. Что я должен сделать, чтобы организация изменилась сообразно моим целям?

Вместо этого мы коллекционируем дипломы об образовании. На самом деле коллекцию дипломов собирают из страха, ведь ситуация на рынке крайне неопределенная. Благодаря невероятному количеству дипломов, человек пытается себя подстраховать. Если его уволят из этой структуры, он найдет себе другое место. Такое положение дел вредит бизнесу. Любое образование не заменит практики. И все попытки обойти этот факт, не совсем оправданы.

eА вообще, реально стать профессионалом или все-таки это талант?

Управление - это скрупулезная, рутинная работа

Понимаете, управленческий талант касается небольшого числа топ-позиций, а для всего остального нужно десять классов образования и немножко навыков - и все. Возникают проблемы не интеллектуальные, а характерологические. В бизнесе сегодня невероятный переизбыток людей с двумя-тремя образованиями, и работодатели ценят не столько компетентность, сколько корочки. Российские управленцы под рынком понимают некую область, в которой можно заниматься тем, чем нравится, и не делать того, что неинтересно. Того, что действительно называется управлением, не наблюдается вообще. Менеджер не творческий человек, менеджер, как правило, технолог, зануда. Он работает с документами (бизнес-планы, отчеты). Это скрупулезная, неотложная, рутинная работа. «Творческости» в бизнесе нет. Креативом занимаются в сфере рекламы. Ну какая творческость на производстве? Занудство – это то, что позволяет зарабатывать деньги. Творческость – это там, где тратят деньги.

eЗначит ли это, что все творческие люди обречены жить в бедности?

Нет, не обязательно. Как только собственник начнет понимать, что менеджер – человек не творческий, а занудливый, у них будет больше денег, но скучнее на работе. Сами понимаете, что с одной стороны, они будут, высокотехнологичны, но достаточно узконаправленные, что гораздо эффективнее, чем творческие и креативные, но без денег.

eЧто Вы говорите людям, которые приходят на ваши тренинги?

Я предлагаю им планировать желаемое «завтра».

Комментарии

Добавить комментарий