«Тот, кто почуял ветер перемен»1

Элина Фокина

Элина Фокина

Директор по персоналу
ЗАО Центр Комплектации «СЭЛЛ». Образование: окончила НГПУ, по специальности - психолог. Затем НГУ, факультет бизнес-психологии. В сфере управления персоналом более 10 лет. Хобби: спортивные автомобили, путешествия.

Несколько слов о компании

Компания «СЭЛЛ» занимается оптово-розничными продажами электротехнической продукции широкого ассортимента. Специфика деятельности состоит в том, что компания комплектует как крупных оптовых клиентов, которыми являются отраслевые корпорации, так и ориентируется на розничного потребителя. Компания имеет широкую розничную сеть удаленных подразделений в России и Казахстане.

"Во время перемен выживают и становятся более сильными те компании, которые быстро и, что очень важно, гибко реагируют на все изменения, в том числе и в сфере управления человеческими ресурсами" - говорит Элина Фокина, директор по персоналу ЗАО Центр Комплектации «СЭЛЛ». О новых функциях отдела персонала в условиях кризиса она рассказала в интервью еРаботе.

eЭлина, расскажите, пожалуйста, что изменилось в вашей компании в связи с кризисом?

К сожалению, на сегодняшний день на рынке, наверное, почти не осталось компаний, которые бы не ощутили на себе последствий финансового кризиса. Это непростой период и для компании «СЭЛЛ». К нестабильной экономической ситуации добавляется еще и период спада, так называемого ежегодного «не сезона» в продажах.

Для многих появилось разделение на «до кризиса» и «сейчас, во время кризиса». Поэтому каждому сотруднику компании и каждому отделу необходимо доказывать эффективность своей деятельности и необходимость своей работы для достижения целей компании. Мне очень нравится старинная китайская пословица: «Тот, кто почуял ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Во время перемен выживают и становятся более сильными те компании, которые быстро и, что очень важно, гибко реагируют на все изменения, в том числе и в сфере управления человеческими ресурсами.

eА как изменилась работа отдела персонала в новых условиях?

В прошлом году нам нужно было быстро и качественно подобрать сотрудников, помочь им успешно адаптироваться и стать настоящими сэлловцами. Нашими основными критериями оценки работы были скорость закрытия вакансий, качество подбора (количество сотрудников, успешно прошедших испытательный срок в компании). Сегодня задача номер один – сохранить основной состав компании «СЭЛЛ» и повысить эффективность работающих сотрудников. Поэтому отдел персонала совместно с отделом маркетинга разработал стандарты по обслуживанию клиентов.

Теперь мы обучаем сотрудников на местах новым технологиям обслуживания клиентов, проверяем, насколько удовлетворены и довольны сервисом клиенты. Я думаю, улучшение клиентского сервиса в дальнейшем поможет укрепить наши позиции на рынке и снизить негативные последствия от кризиса.

eЭлина, вы сказали, что обучаете сотрудников на местах, что это за обучение и соответствует ли оно сегодняшней ситуации?

Несколько лет назад в компании был создан корпоративный учебный центр. В начале года отдел персонала традиционно выявляет потребности сотрудников компании в обучении, составляет графики обучения на год. Но если раньше мы приглашали известных тренеров и собирали на тренинги наших сотрудников из филиалов других городов, то в ситуации кризиса мы ищем другие формы и способы обучения. Это и дистанционное образование, и обучение на рабочем месте, и наставничество. Для руководителей планируем индивидуальные коуч-сессии, работу в рабочих группах над проектами.

Мы понимаем, что жизнь не останавливается, и нам нужно укреплять свои позиции на рынке в том числе и внедряя новые технологии. И в этом нам помогают наши руководители. У многих из них современное бизнес-образование, полученное в ЛИНКе. Их знания и опыт сейчас как никогда полезны компании. Они принимают самое активное участие в реализации проекта корпоративного учебного центра - обучают сотрудников и пишут статьи в корпоративные и внешние СМИ.

Сотрудники должны знать, что ожидают от их работы, как оценивают результат, каким образом будут их поощрять

eКакая система оценки персонала существует в компании?

В «СЭЛЛ» уже давно есть система оценки каждого сотрудника по КPI (ключевые показатели эффективности), это дает объективность и прозрачность оценки деятельности сотрудников. В начале этого года показатели открыто пересматривались, в том числе и в связи с кризисом, сейчас ни у кого из сотрудников не возникает непонимания, как оценивается их работа. Я считаю, что чем яснее и конкретнее цели мы ставим для каждого сотрудника, тем более понятны пути их достижения. Необходимо вести открытый диалог с каждым человеком. Сотрудники должны знать, что ожидают от их работы в ближайшее время, как оценивают результат сегодня, что они делают правильно, каким образом будем поощрять их.

eЧто вы делаете для того, чтобы ваши сотрудники чувствовали себе уверенно в компании?

Чем опасна ситуация кризиса? Тем, что человек постоянно находится в потоке негативной информации, в подавленном эмоциональном состоянии. В этой ситуации страхи, неуверенность захлестывают людей. Любое известие, неосторожно сказанное слово или фраза, вырванная из контекста – может обрасти слухами, провоцировать непредсказуемые реакции. Понятно, что все это сказывается на качестве работы. И мы видим свою задачу в первую очередь в том, чтобы разъяснять, если хотите, стать связующим звеном между руководством и подчиненными. Поэтому «СЭЛЛ» придерживается «политики открытости». Руководству необходимо предоставлять сотрудникам честную информацию о том, в какой ситуации находится компания, какие действия запланированы для выхода из кризиса, какие цели и задачи поставлены перед ними. Сейчас мы планируем проведение общего собрания, чтобы подвести итоги работы, рассказать о планах компании на ближайшее будущее. На собрании будут присутствовать сотрудники из всех филиалов - у них появится возможность лично задать вопросы руководству.

eЭлина, а чем мотивируете сотрудников, чтобы они достигали нужных результатов?

Нам важно создать такие условия работы, чтобы сотрудники были вовлечены в жизнь компании. Вы же понимаете, что это задача не из легких. Как учесть интересы каждого сотрудника и совместить их с интересами компании? Я думаю, что самое ценное в этой ситуации - искреннее уважение к каждому сотруднику, к его труду. Когда мы создаем комфортные условия работы, человек творчески подходит к работе, и конечно, получает справедливое вознаграждение за свою работу. Только тогда все сотрудники – это команда, а в современном бизнесе только команда, а не отдельный человек, выигрывает или не выигрывает в период кризиса.

Люди особенно хотят работать хорошо и достигать значительных результатов, когда чувствуют признание

eА как вы отмечаете достижения сотрудников?

В нашей корпоративной газете и на внутреннем сайте мы регулярно рассказываем сотрудникам не только об изменениях, которые могут ожидать компанию «СЭЛЛ» на том или ином этапе, но и о вкладе конкретного сотрудника или отдела в успешность компании. Мы отмечаем лучших специалистов по продажам (награждения бывают самыми неожиданными – например, участие в сборной компании по игре в боулинг), рассказываем о выигранных тендерах, о радостных событиях из жизни удаленных офисов. В «СЭЛЛ» ценится долгий срок работы, и генеральный директор всегда лично поздравляет сотрудников с "юбилеем" работы в компании, с днями рождениями и дарит подарки.

eЧтобы вы посоветовали менеджерам, которые занимаются мотивацией людей в командах? Как выстраивать отношения с людьми сейчас, в условиях кризиса?

Я считаю, что в любых условиях очень важно сохранить дружелюбную атмосферу и положительный имидж компании, который нарабатывается годами и усилиями многих людей. Об этом нужно помнить и ценить. Я бы посоветовала внимательно отнестись к увольнению сотрудников. К сожалению, и нашей компании пришлось принимать непопулярные решения по оптимизации затрат на персонал (был закрыт один из наших иногородних офисов). Но мы постарались помочь уволенным сотрудникам – составляли рекомендательные письма, договаривались с кадровыми агентствами по дальнейшему их трудоустройству, оказывали психологическую поддержку. Может, поэтому все они нашли работу.

Комментарии

Почти год назад, когда я начала работать в компании СЭЛЛ, благодаря программе наставничества (которая действительно здорово работает) очень легко было понять принципы и основные подходы в работе. Теплая и дружелюбная атмосфера коллектива помогает в трудовой деятельности, в такой компании чувствуешь свою значимость и понимаешь насколько велик вклад каждого сотрудника для достижения общей цели! Хочется сказать огромное спасибо коллективу Отдела Персонала и Элине Станиславовне за активное участие в становлении корпоративной культуры компании, поддержку молодых специалистов и помощь в профессиональном и карьерном росте! Ответить

Добавить комментарий