«Отсутствие опыта - не проблема»8

Светлана Кузнецова

Светлана Кузнецова

Менеджер по персоналу. Образование: окончила Новосибирский государственный педагогический университет, по специальности - психолог. Опыт работы в сфере управления персоналом более 5 лет.
Хобби: путешествия, чтение исторической литературы.

Несколько слов о компании

Компания «Лента» - одна из ведущих российских компаний, специализирующихся в сфере классической оптовой и розничной торговли по принципу самообслуживания. Компания основана в 1993 году. Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге. В настоящее время работает 36 гипермаркетов сети «Лента» в 17 городах России. Сотрудниками компании являются более 12 000 человек, и их число растет с открытием каждого нового магазина.

«Не берут без опыта!» — сетует молодежь. Но как ни странно, существуют компании, которые предпочитают на стартовые позиции набирать именно студентов, чтобы «с чистого листа» научить их работать так, как принято в компании, приобщить к своей корпоративной культуре. О том, как компания работает с новыми сотрудниками Светлана Кузнецова, менеджер по персоналу компании "Лента", рассказала в интервью еРаботе.

eЕще буквально год назад торговый персонал мог свободно выбирать работодателя. Изменилась ли ситуация сегодня или все остается по-прежнему?

Думаю, что в нашем городе, где достаточно много магазинов различного формата, профессиональный торговый персонал без особого труда сможет найти себе работу. Поэтому наша компания, как и прежде, делает все возможное, чтобы у наших сотрудников не возникало желания уйти.

eТо есть продавцы и кассиры не боятся остаться без работы?

Точно нет. Определенное волнение ощущалось в конце прошлого года, когда внезапно на страну обрушился кризис. Люди переживали от непонимания - чего ждать. Сейчас стало спокойнее, во многом из-за того, что компания доказала свою надежность и стабильность. Мы сохранили и уровень заработной платы, и социальный пакет, также удалось сохранить и такие дополнительные бонусы как: выслуга лет, питание, дисконтные карты для сотрудников.

Единственное изменение - сейчас мы стали набирать сотрудников на неполное рабочее время, чтобы в дальнейшем не столкнуться с ситуацией переизбытка кадров. Для студентов, например, это отличная возможность получить опыт и накопить деньги на учебу или отдых.

eА студентов каких курсов вы берете?

Мы не делаем ставку на формальные возрастные рамки, все индивидуально. И продавцами, и кассирами могут работать студенты любых курсов, главное - желание.

eВакансии «продавец» и «кассир» открыты постоянно?

Да, эти вакансии открыты у нас постоянно. И какие бы мы хорошие условия не создавали, текучка существует. Люди получают образование и идут работать по специальности, переезжают, кто-то увольняется, потому что работа не из легких. Это только на первый взгляд работа продавца или кассира кажется простой. На самом деле от людей требуется внимание, усидчивость, доброжелательность во всех ситуациях, да и физические затраты колоссальные. Несмотря на это, нашей компании удается удерживать уровень текучки на самом низком уровне в отрасли.

eСветлана, а какова продолжительность рабочего дня?

Одна из наших основных ценностей – это наши покупатели. Поэтому графики работы сотрудников мы планируем исходя из покупательской активности. А то что касается продолжительности смен - в среднем это восемь часов.

eНасколько я поняла, на позиции продавцов и кассиров в основном вы берете студентов. Предусмотрено ли обучение сотрудников, у которых еще недостаточно опыта?

Конечно же, предусмотрено. Обучение – это особая тема. У нас существует замечательный отдел обучения, который новичка, ничего не знающего о работе продавца или кассира, способен за короткое время превратить в перспективного сотрудника. На данных позициях опыт не является для нас ключевым критерием при принятии решения о приеме на работу. Конечно, если человек уже работал и представляет, с чем ему придется столкнуться – здорово, но ничего страшного, если этого опыта нет – мы всему научим.

eКак компания заботится о новичке?

Сначала новичок участвует в ориентационной программе — ему рассказывают о структуре, истории, традициях компании, о стандартах, требованиях, которые предъявляются к сотруднику. Это обучение мы рекомендуем проходить соискателям до того, как они подпишут трудовой договор, чтобы человек взвешенно принимал решение. Это ответственный шаг, и мы понимаем это. Мы хотим, чтобы человек сам решил — хочет он работать с нами или нет.

Мы готовы за короткое время новичка превратить в перспективного сотрудника

eОбучение продавцов отличается от обучения кассиров?

Да, конечно. Как для продавцов, так и для кассиров у нас разработаны вводные программы обучения. Продавцам рассказывают, показывают и учат, как работать с товаром. В обучении кассиров делается акцент на работу с покупателями. В компании существует стандарт обслуживания покупателя, который наши кассиры обязаны соблюдать. После обучения кассиры обязательно сдают экзамен. Далее, и продавцы, и кассиры несколько дней работают под руководством наставника и только потом они приступают к самостоятельной работе. Вы знаете, у нас даже топ-менеджеры, когда проходят стажировку, «примеряют» роли кассиров и продавцов, чтобы понимать все бизнес-процессы изнутри. И, как показывает практика, это полезный опыт.

eСветлана, я правильно поняла, что для вас опыт непринципиален на позицию продавца и кассира. Все же, на что вы обращаете внимание, когда к вам приходит соискатель? Какими качествами он должен обладать, чтобы вас заинтересовать?

На самом деле нам важно желание человека работать с нами. И оно проявляется достаточно ярко. Например, когда, пройдя все собеседования, ориентационную программу, экскурсию по комплексу, соискатель задает вопрос: «А когда я могу приступить к работе?». Очевидно, что человек готов работать. А вот поддержать, сохранить это желание — уже наша работа.

Это не значит, что мы берем всех подряд. Я говорю о том, что, как правило, человек, пообщавшись с нами и получив максимум информации о компании, сложностях, нюансах работы, принимает решение. Они уже морально готовы к работе. Бывает и такое, что к нам приходит хрупкий юноша, думаешь, как же он будет таскать тяжелые коробки? Откуда силам взяться? А он становится лучшим сотрудником. Поэтому повторю, главное — желание.

eСветлана, скажите, а что делается для того, чтобы все ваши сотрудники чувствовали себя единым коллективом?

Я думаю, что сейчас ничто так не ценится среди сотрудников как стабильность компании. И компания «Лента» доказала свою надежность как работодатель. Я уже говорила, что в компании все осталось по-прежнему: «белая», достойная заработная плата, полный социальный пакет, ряд дополнительных бонусов, гибкие графики и масса возможностей как для профессионального, так и для карьерного роста. За три года мы вырастили очень многих сотрудников, и люди это видят и ценят. Не последнее место занимает и климат в коллективе. Мы стараемся «раскрасить» рабочие будни наших сотрудников. Проводим конкурсы профессионального мастерства. Уже традицией стал для нас конкурс «Лучший кассир». Во всех торговых комплексах устраиваем отборочные туры, победители которых едут в Санкт-Петербург и продолжают соревнование там.

Совсем недавно мы принимали участие в городском конкурсе профессионального мастерства продавцов и кассиров и получили призовые места и малые золотые медали «Сибирской Ярмарки» в номинациях «Лучший продавец непродовольственных товаров» и «Лучший кассир». Помимо профессиональный конкурсов мы постоянно проводим детские конкурсы, шуточные конкурсы для сотрудников к нашим традиционным и профессиональным праздникам; утренники, экскурсии для детей сотрудников. Также доброй традицией стали совместные выезды на пикники.

Комментарии

Что за бред, пардон? Неужели человек с высшим образованием, который хочет работать по специальности, пойдет получать "опыт" работы кассиром? О чем вы, товарищи?!?!?! Вам не кажется, что статья должна называться "Отсутствие опыта работы в торговле"? Ответить
Статья должна называться "Как потерять, теоретический опыт."
Бред полнейший.))) Ответить
Иван, а кто в тексте говорит о людях с высшим образованием? "Лента" дает возможность студентам получить опыт. Вы знаете, а многим молодым специалистам не мешает постажироваться где-нибудь, прежде чем выдвигать не соизмеримые требования со своими скромными возможностями. Ответить
Была несколько лет назад на собеседовании в "Ленте". Неприятный осадок остался до сих пор. Тогда кризиса не было, но "наплевательское" отношение было: ждала встечи около 40 - 50 минут, хотя встеча была оговорена заранее, никаких извинений, ни даже доброжелательной улыбки. Тогда как против "Ленты" ничего не имею: один из лучших маркетов города. Ответить
Да как не проблема? Я 14 лет проработал на железной дороге помощником машиниста. Мой опыт это смахивание мазута с тепловоза и посещение планерок. Чтоб меня не считали ленивым закончил техникум ПГС и следом СГУПС стал инженером. И что из этого спросите вы? Да ничего особенного! Третий месяц ищу работу. Весь этот западный маркетинг просто одолел всех. Не проще ли человека принять на работу обучить его хотя бы в смежных специальностях. И соответственно платить ему и требовать от него.... Ответить
Моя девушка писала много анкет на продавца, а ей так и не позвонили за все лето! Она студента, и хотела перевестись на заочное отделение что бы работать в Ленте. И она не далеко живет. Я про магазин на Большевистской. С кем можно связаться на прямую? Ответить
и какой опыт и знания даёт работа в ленте?тем более продавца? студентов набирают потому как ими легче управлять,их заставляют делать всё что можно ведь не каждый человек на такие условия согласится.проработал я в Ленте на ГБШ 2 года электриком и что? да ничего.я устроился туда конкретно электриком а чем я занимался на самом деле?прочищал канализацию красил шпаклевал носил продукты в столовую для сотрудников(продукты гнилые просроченные ,многие травились не один раз) выносил мусор со столовой менял ценникодержатели менял планаты рекламные(хотя в магазине имеется для этой работы оформитель торгового зала который занимается бог знает чем) ах да еще носил всё что только можно по распоряжению начальника-инженера и это считалось моими обязанностями.а что по электрике?_ничего кроме лампочек.нового по электрике не узнал ничего .но самая главная обязанность электромеханика в Ленте то менять приемщиц сумок на обеденный перерыв и полдник.представьте ты принимаешь сумки и тут приходят твои друзья которые просто смеются над тобой.это настолько унизительно. а инженер говорит-да я так же работал как ты когда был электромехаником. а на самом деле он поблату пристроился и ничего не делал пока его не продвинули опять же по блату по карьерной лестнице.за 2 года работы в Ленте я не только отупел но и марально унижался 2 года!!! дорогая светочка то что вы пишите тут полная чушь.все сотруднике это чушь вашу прочитали и смеются над вашими словами. текучка есть,бегут от вас все при первой же возможности. компенсации и премии о которых тут упоминается составляют реальную часть зарплаты без этих надбавок зарплата нищенская получится . хотя она и так не сахар. Ответить
Вот. Вот. Полностью согласна с комментарием Николая. Сама я в "Ленте" не работала, но знакомые люди там работали. И говорят тоже самое, что приходится выполнять обязанности не своей должности. Естественно за это никакой прибавки ЗП. По моему это во всех супермаркетах, наблюдала как в том же Холлидее девочки, которые работают на кассе (должность я так понимаю только КАССИР!!!) моют оборудование, расскладывают товар, возят тележки! Мне кажется для этого существуют работники торгового зала и т.д. Сама Лента как маркет может и не плохой, но прежде чем идти туда рабоать, наверно нужно 100 раз подумать. Ответить

Добавить комментарий