«Самая важная оценка для артиста – его собственная»2

Ирина Ефимова

Ирина Ефимова

Актриса высшей категории Новосибирского городского драматического театра под руководством С. Афанасьева (НГДТ).
Образование: окончила Алтайский государственный университет в 1983 году (специальность - физика), и Новосибирское театральное училище в 1988 году по специальности "Актриса драматического театра". С 1988 года работает в НГДТ под руководством Афанасьева, сыграла в театре более 30 ролей, большинство из которых - главные. Спектакли с участием Ирины удостаивались различных наград городских, всероссийских и международных фестивалей, а ее работы неоднократно были отмечены критиками и прессой.

Несколько слов о театре

Днем рождения НГДТ считается 20 марта 1988 года. Это уникальный пример авторского театра, основателем и художественным руководителем которого на всем протяжении его существования является Сергей Афанасьев. Сергей Афанасьев определяет творческую концепцию своего театра как поиск глубокой, очень глубокой жизненной правды, выявленной в предельно театральной форме. За годы существования театра С. Афанасьев поставил порядка 50 спектаклей, организовал и провел 5 фестивалей, снял художественный полнометражный фильм «Стерва». Творческие успехи НГДТ отмечены как в России, так и за ее пределами.

«Артист растет!» – шутят родители и гости, когда пятилетний карапуз громко и с выражением читает стихи. А между тем, в каждой шутке есть только доля шутки, и, вырастая, такие дети оказываются настроены весьма решительно в своем желании поступать в театральный. Пробуют, ошибаются и все равно не хотят расставаться с мечтой. Потому, что плохо представляют себе, что принесет она вместе с аплодисментами и славой? Что такое профессия актера и почему нельзя отказываться от призвания рассказала Ирина Ефимова, ведущая актриса Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева в интервью еРаботе.

eИрина, скажите, артист – это призвание?

Бесспорно. Когда человек приходит в эту профессию, она его сначала испытывает. Ты это чувствуешь и понимаешь: ты избран. И только потом, после упорного труда, многих побед и поражений, профессия тебя впускает в себя, открывает свои тайны и очень многое дает. Для жизни, для творчества, для духовного роста. Я свое призвание почувствовала еще в раннем детстве. В четыре-пять лет я всем твердила, что буду балериной или оперной певицей. Тогда же испытала первые радости и первый успех, пела и танцевала везде и всюду.

eПочему же при таких задатках вы не сразу пошли в артистки?

Театральной школы в городе не было, ехать учиться в другой город было немыслимо – материально нашей семье жилось очень трудно. К тому же, в 10-ом классе я влюбилась в физику и поступила в Алтайский государственный университет на физический факультет.

eКак вы все-таки решились поступать в театральное училище?

Учиться в университете было очень интересно, но потом пришло разочарование. Я поняла, что физика имеет свои границы, она исследует материальный мир. А меня интересовал человек в этом мире, его дух, чувства. Эта область бесконечна, и все это я нашла в театре. Сначала студенческом, где в то время мы много экспериментировали, ставили то, что не могло быть поставлено в профессиональном театре. И театр победил. После окончания университета, несмотря на мои 25 лет, я поступила в Новосибирское театральное училище. Случай редчайший, но от судьбы не уйдешь.

eПрофессия помогает вам в жизни?

Конечно. Для меня жизнь – это постоянное движение, учеба, внутренний рост. Театр – наилучшая среда для этого. Ведь каждая роль, нравится она тебе или нет, дается для чего-то и из-за чего-то. И неважно, большая она или нет. Твой персонаж – живой человек, а человек не бывает маленьким или большим. Ты должен стать им, войти в его жизненные обстоятельства, отдать ему свои чувства, энергию. И неважно, два часа он на сцене или две минуты, зрители про него всё поймут, если вся его жизнь внутри тебя. Этот процесс помогает решать свои проблемы, ты начинаешь видеть в своей жизни многое, что раньше было скрыто. Сколько ролей сыграл, столько жизней прожил, поневоле поумнеешь. Я других людей стала лучше понимать, научилась и чувствовать. Это тоже часть профессии. Бывает, встречаешь человека, первый раз видишь, пообщаешься немного и вдруг осознаешь, что ты почти все про него знаешь, понимаешь его изнутри.

eНо это же, наверное, наоборот, мешает? Человек становится неинтересен, если все про него знаешь.

Человек не может быть неинтересен, все люди интересны! Глядя на цветок, вы же не рассуждаете «А, ну это астра, она мне неинтересна, это роза, сто раз видел, дайте-ка мне что-нибудь экзотичное!». На любой цветок смотришь – он прекрасен! Человек гораздо интереснее цветка: в нем и прекрасное, и ужасное переплетено. Первое восхищает, второму сострадаешь, и все вместе это помогает научиться любить, прощать, понимать.

eВы сказали, что над ролью приходится работать, нравится она тебе или нет. Как работать над тем, что тебе не нравится?

К этому нужно относиться как к любой другой трудности. Ее надо преодолевать. Ты как ученик в школе, ты должен научиться решать сложный пример, иначе не вырастешь, не перейдешь в другой класс. Так же и роль. Ты над ней работаешь, мучаешься, пока не начнешь ее любить. А любовь делает чудеса, роль открывается тебе, как человек навстречу любви, и дает тебе столько! Роли как дети, ты их рождаешь в муках, а они живут твоей любовью и приносят радости и огорчения.

eА чем приходится жертвовать ради профессии?

Многим. Что такое призвание? Это когда труба зовет, и ты бросил ложку, встал с дивана и пошел на призыв. В какой-то степени ты себе не принадлежишь. В любой профессии так, если это призвание. Вот пожарник. У него семья. Но начинается пожар, и он бросает свою семью, чтобы идти спасать чужих детей, чужие семьи. Так и артист: у него, может быть, горе или спина болит, а он играет, поет, пляшет, потому что зрители пришли в зал и ждут его. Разве можно их разочаровать? Это тоже часть профессии.

Один из способов развивать свой талант - учиться всю жизнь: курсы, мастер-классы, частные учителя, репетиторы

eАртисту обязательно нужно образование? Вот Бред Питт, например, работал официантом, а оказалось, что талант…

А вы думаете, что Бред Питт не учился?! Просто там другая система: курсы, мастер-классы, частные учителя, репетиторы. Нам бы у них поучиться, как они учатся! Это у нас нет диплома – нет образования. А у них образование – это то, что ты умеешь. Учиться необходимо всю жизнь! Это один из способов развивать свой талант.

eТо есть одного таланта недостаточно?

Знаете, есть такая притча о хозяине, который, уезжая, дал трем своим рабам монеты - таланты, одному пять, второму два и последнему один, каждому по его силе. Когда господин вернулся и начал спрашивать с рабов, первые двое вернули ему в два раза больше денег, потому что употребили свои таланты правильно и приумножили их. Они получили от хозяина сообразно тому, что сами же и заработали. А тот, у которого был один талант, зарыл его в землю и вернул господину столько, сколько получил. Хозяин разгневался и сказал: «Возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеется». Талант нужно растить и развивать, иначе он будет отнят.

eКак именно нужно развивать свой талант?

Нужно много работать. Талант должен проявиться. Ищите для этого способы, если их нет – изобретайте. Для этого нужны смелость, упорство. По возможности надо учиться у хороших учителей, достигнув мастерства, оттачивать его и никогда не удовлетворяться достигнутым. Детям нужно помогать проявить талант - чем раньше, тем лучше. Это важнейшая задача родителей и воспитателей. А музыке, я считаю, как литературе или языку, необходимо обучать всех. Чем бы человек потом ни занимался, он будет как хорошо настроенный инструмент.

eПравда ли, что артисты – люди подневольные, действуют так, как сказал режиссер?

Существуют границы, созданные автором – обстоятельства пьесы и текст. Режиссер тоже задает определенные рамки – «режиссерское решение» пьесы. Это данность. А внутри этих границ ты свободен. Ты должен явить миру живого человека со всем его багажом, индивидуальностью. Миллион вариаций, ты свободен явить любую.

eКак же артисты восстанавливаются после такого глубокого погружения в роль?

Это тоже часть профессии. Кто-то снимает костюм и уже становится собой, кому-то нужно время, кому-то общение. От одних ролей освобождаешься за минуту, другие часами не отпускают. Это индивидуальная кухня каждого артиста, правил нет.

eНасколько артисту важно партнерство на сцене?

Театральное действо – это игра. Со своими правилами, задачами, целями. И это командная игра. Здесь очень важны партнеры и уровень их сыгранности. Когда партнер тебя чувствует, а ты – его, это величайшее удовольствие. От этого взаимодействия рождаются замечательные спектакли, рождаются как чудо. И я понимаю зрителей, которые жаждут быть этому чуду свидетелями.

Хороших артистов никогда не было много; они вырастают в талантливой режиссуре, чего на сегодняшний момент не так уж много

eКак вы считаете, актерская профессия сейчас востребована?

Возможностей для занятий этой профессией сегодня во много раз больше, чем лет тридцать тому назад. Но хороших артистов никогда не было много, и сейчас их немного. Они вырастают, как правило, в хороших коллективах, в талантливой режиссуре, чего на сегодняшний момент не так уж много. Но именно они совершают открытия в профессии, определяют тенденции, намечают идейное направление поисков и экспериментов в сценическом искусстве. А с участием так называемых «медийных» лиц это все тиражируется. Такое время.

eВы согласны с тем, что артисту нужно ехать за перспективами в Москву? Или это ошибочное мнение?

В Москве больше театров, это факт. Найти свой театр – величайшее счастье и удача, и он не обязательно должен быть в Москве. Надо искать везде, каждый имеет право на поиск, на свои ошибки, через них мы растем, становимся мудрее. Кому-то удача улыбнется в Москве, а кому-то в Барнауле. Выиграет тот, кто счастлив, кому хорошо там, где он есть.

eНе секрет, что актерская профессия не приносит больших денег, и многие артисты подрабатывают, «халтурят». Как молодому актеру не растратить себя?

Я думаю, должны быть внутренние рамки, границы, сформированные в процессе воспитания и образования (и не только профессионального), которые поставлены внутри тебя твоим же призванием, твои собственные потолки. Твой внутренний цензор не обманет. Если тебе стыдно за то, что ты делаешь, и если можешь не делать – не делай. И у меня это бывало, и очень разрушало меня. Я отказалась от таких халтур. Деньги очень важны и нужны, но не в обмен на свою душу.

eЧто вы можете пожелать начинающим артистам или тем, кто только собирается поступать?

Не строить иллюзий, потому что это очень тяжелая профессия, она имеет много ловушек. Но если человек решился и понимает, куда он пошел, я желаю удачи, крепкого здоровья и упорного труда до конца дней своих. Никогда не теряйте внутреннего достоинства, что бы вам ни говорили. Вспоминайте Пушкина: «хвалу и клевету приемли равнодушно». Пусть у вас будет ваша собственная, самая честная оценка. И пусть она будет высока.

Комментарии

спасибо. нашла в интервью подтверждение собственных мыслей - и это важно. открыла новые. спасибо журналисту за интеерснеы вопросы и потрясающего героя. актрисе Ирине Ефимовой - новых ролей! мы будем ходить, познавать новое, погружаться в чудеса. ура! Ответить
Еще раз поняла, какая богатая личность Ирина Ефимова! Я вообще обожаю театр Афанасьева и считаю, что такой дружный и талантливый коллектив есть не везде, да и такие глубокие люди тоже! спасибо вам за ваш труд, поверьте, ваши спектакли остаются в глубине и сердца и души. И как вы не можете сразу выйти из роли, так и зрителям трудно вновь окунуться в реальную жизнь - вот что значит мастерство! Ответить

Добавить комментарий