«Главная награда – мамина похвала»

Вера Арбузова

Родилась в Красноярске. В 1992 году окончила Красноярское балетное училище. С того же года – солистка труппы Театра балета Бориса Эйфмана. В 2002 году Вера Арбузова была удостоена звания заслуженной артистки России, а в 2005 году получила премию «Душа танца». С 2008 года - солистка Михайловского театра.    С 2010 года Вера Арбузова работает хореографом.

19 мая в Новосибирске состоялся гала-концерт современной хореографии «Grand Pas. Возрождение». Одна из самых ярких участниц программы – прима Михайловского театра Вера Арбузова. Обладательница престижных премий и почетного звания заслуженной артистки России, она по-прежнему считает главной наградой мамину похвалу. Почему эта оценка остается самой важной и из чего складывается успех в балете, Вера рассказала в интервью еРаботе.

eПочему вы стали балериной?

У меня просто не было другого пути. Когда мне было 4 года, родители записали меня на занятия скрипкой, но быстро стало понятно, что я слишком энергичная и подвижная для этого. Энергию нужно было куда-то выплескивать, и мое счастье, что родители ее правильно направили.

eВам не было страшно? Ведь говорят, что балет - очень жестокая сфера.

Скажите, а какая сфера - не жестокая? Везде есть какие-то «страшные сказки»: в ядерной физике про украденные формулы и присвоенные открытия, в балете – про стекла в пуантах.

eЧем приходилось жертвовать ради профессии?

Единственная жертва, которая действительно заставляет меня переживать, это то, что я мало времени уделяю ребенку. У меня сейчас переходный период между работой артистки и хореографа, на занятия с сыном совсем не остается времени. Все остальное даже жертвой не могу назвать, ведь танец – это моя жизнь, и моя жизнь - это танец.

eВ чем, на ваш взгляд, секрет успеха в балете?

Физические данные, талант и трудолюбие. Физические данные можно развить, но они все равно должны быть определенными от природы. Одной физики мало, очень важен упорный труд. Сегодня из училищ с «пятерками» выпускается масса балерин, которые подают большие надежды, но через год о них все забывают. А бывает, артистка выпускается с очень средними оценками, а через какое-то время своим трудом добивается большего, чем более способные однокурсницы.

eА что вы называете талантом?

Умение делать танец не просто танцем. Голая техника впечатляет и вызывает интерес, но только первые пять минут. В танце должна быть душа, энергия. Если я смотрю на артиста и у меня по позвоночнику бегут мурашки, дух захватывает, тогда это больше, чем танец.

eВаш успех сложился благодаря этой формуле?

Я думаю, это была судьба. Есть много артисток, которые по сравнению со мной обладают гораздо лучшими физическими данными. Я никогда не обладала особой техникой, она у меня выработанная. Но есть такое понятие как харизма, внутренняя энергия - когда ты выходишь на сцену и что-то в тебе заставляет зрителей не сводить глаз, держит их внимание до последнего движения.

eКакую из полученных наград вы считаете самой важной?

Для меня самой важной наградой по-прежнему остается мамина похвала. Мама нечасто видела меня на сцене, а, кроме того, она очень редко выражает эмоции, максимум, что говорит про мои работы: «Да, хорошо». Поэтому мамин комплимент – самая ценная награда. Хотя конечно, когда выходишь на поклон после сложного спектакля вроде «Красной Жизели» или «Анны Карениной» и зал аплодирует несколько минут, это тоже не может не вызывать эмоций.

eВам приходилось исполнять вещи, которые вам не нравились?

Любую партию, за которую ты берешься, нужно исполнять на профессиональном уровне, нравится она тебе или нет. Не буду лукавить, иногда свою роль играет финансовый вопрос, но мне приходилось и бесплатно работать в каких-то не совсем близких мне проектах просто потому, что я хорошо отношусь к его авторам или участникам. Это часть профессии, я спокойно ее воспринимаю.

eВ одном интервью вы сказали, что балет – это искусство молодых. Вам не будет страшно уходить со сцены?

Нет, потому что я уже перешла эту грань, я состоялась как балерина. И хотя у меня сегодня масса предложений как танцовщице, мне сейчас интересней заниматься постановкой. Эта профессия дает больше возможностей выразить свои взгляды, идеи. Ведь когда ты танцуешь, то воплощаешь чьи-то чужие мысли, и, хотя и являешься соавтором, кисть находится в руках другого художника. А когда все зависит от тебя – хореография, свет, костюмы - это совсем другие ощущения, другая степень ответственности.

eЕсли ваш сын захочет пойти в балет, вы не станете его отговаривать и предостерегать?

Отговаривать не буду, предостерегать тоже. Конечно, о каких-то особенностях расскажу, но обязательно дам ему возможность попробовать себя в разных отраслях и самому сделать выбор. Сегодня, судя по его физике и тому, как он двигается, танец будет для него очень органичной сферой.

Комментарии

Добавить комментарий