Распределяй и зарабатывай

Оксана Силантьева

Тренер-консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации. Магистр мультимедиа журналистики (диплом Bournemouth University, Великобритания). Специалист в области коммуникаций, построения социальных сетей, онлайн и офлайн сообществ, социального менеджмента и проектирования. Создатель Silamedia.ru. 

 

Несколько слов о компании

Silamedia.ru – это консультанты и эксперты медиасферы, разработчики и аналитики медиапроцессов и результатов взаимодействия СМИ со своей аудиторией. Это обучение – курсы, семинары, вебинары, тренинги, мозговые штурмы с менеджерами и редакторами, проектирование и планирование стратегии и тактики для редакций различных печатных и интернет изданий. Silamedia – это посредник между бизнес-целями и интересами аудитории.

 
Целеустремленные студенты со здоровыми амбициями сегодня очень интересны бизнесу», – уверена менеджер по персоналу компании  «СЭЛЛ» Юлия Составкина. О том, какая именно молодежь интересует компанию, почему техникум иногда предпочтительней вуза и как выстраиваются отношения с персоналом в «СЭЛЛ» Юлия рассказала в интервью еРаботе.

Сама идея, что можно жить в любом месте земного шара, работать и получать за сделанное деньги, привлекает. Как часто рядовые сотрудники задумываются, зачем они ходят в офис? Понятно, почему слесарь идёт на завод. Понятно, по какой причине выходит на работу воспитатель детского сада. Но у людей, рабочее место которых — это компьютер и телефон, мысль о неэффективности рабочего времени возникает довольно часто.

О том, что такое распределённая компания, какие плюсы есть в том, что коллектив не сидит в одном кабинете, а живёт в разных городах и даже странах, какие риски поджидают каждого из участников такой авантюры, мы поговорили с руководителем проекта Silamedia.ru Оксаной Силантьевой. 

e

Что такое распределённая компания? Как появилась идея распределённой работы?

Распределённая компания – это компания, работающая без офисов или практически без них. Идея создания распределённых команд стала реальностью благодаря коммуникациям, сетям, wi-fi, безлимиту, а также кафешкам с бесплатным интернетом. Если моя работа – написать, придумать, сформулировать, переслать, договориться, позвонить, выслать, обработать, отредактировать, заверить, продать – то всё равно, где я в этот момент буду находиться. Офис не важен. Важен результат.

eДля специалистов каких профессий это подходит?

В первую волну на удалёнку ушли программисты и всяческие иллюстраторы, литераторы, писатели, копирайтеры. Кто-то вообще на Гоа уехал и там рисует заказы из Дубай и Санкт-Петербурга. Кто-то живёт в Венгрии и кодит американские сайты для Нигерии. Известны «исходы» новосибирских талантов в Таиланд, они там чуть ли не общинами живут, греются.

Как выбрать работодателя?

Стоит ли учиться на PR/рекламе/маркетинге? Котируются ли эти дипломы?

e

eКак перебраться из офиса в распределённую команду?

Во-первых, не надо внезапно уходить из офиса. Спросите себя, как у вас обстоят дела с умением планировать время. В ответах будьте честными: насколько вы способны к самостоятельному труду, без понукания начальников, без часовых перерывов в курилках и за чаем, без оглядок на то, что курьер не привёз документы вовремя, типография не выдала в срок тираж, клиент на письмо не ответил. Только честно.

Во-вторых, посмотрите на свою квартиру с точки зрения фрилансера. Насколько вам мешают дети/супруги/бабушки/птицы за окном/холодильник? Как часто вы отвлекаетесь на ВКонтакте и Facebook? Положите рядом секундомер – как долго вы можете концентрироваться на задаче?

Только обязательно попробуйте поработать из дома в качестве эксперимента. Сможете? 

eКакие ещё сложности, подводные камни, есть у такого формата работы?

Часто в распределённых командах люди живут в разных часовых поясах. И когда разница в 6 или 10 часов, нужно перестраивать свой режим работы так, чтобы находить время на общение, скайп-переговоры и совместную дистанционную работу. Всё это требует самодисциплины и самомотивации. Но при этом вы можете подстроить свой график ещё и под свои личные жаворонко-совиные особенности.

Если внутренне всё в порядке, вы чувствуете себя готовым – осваивайте инструменты для удаленной работы: wiki, системы управления проектами, CRM, сервисы для видеоконференций, виртуальные блокноты и «белые доски» для совместной работы.

eОксана, вы уже пришли к этой идее распределённой работы и успешно её развиваете. Как быть менеджерам, управленцам и владельцам бизнеса? С чего начать?

Я сейчас руководитель такой распредёленной компании. Мы совсем молодые и только-только нащупываем схемы взаимодействия и общие ритмы. Объясню на примере. Если менеджер считает деньги и нацелен на то, чтобы организовать эффективный бизнес, у него периодически возникает мысль: «А зачем я людей в этот офис собираю?». Для Новосибирска, тем более зимой, этот вопрос очень актуален. Потому что, например, минус 32 на улице – и у тебя половина офиса опаздывает на работу. Кто замёрз, кто не завёлся, кто застрял в пробках, кому ребёнка не с кем оставить. Начинается раздрай в офисе. Естественно, когда все эти замёрзшие люди пришли, они начинают греться, пить чаи, обсуждать, как всё плохо. А там уже и обед. Из этого есть выход, но он требует от менеджера пересмотра всех бизнес-процессов в компании. 

eЧто нужно сделать?

Выделить тот функционал, что от офиса не зависит, решить, как ставить человеку задачи и как контролировать их выполнение. И искать человека на эту роль. И здесь мне, как менеджеру, выгоднее –  я могу искать кадры не только в одном конкретном городе, но по всему миру. 

Сейчас, например, у меня на разных проектах работают ребята из Новосибирска, Барнаула, Москвы, Подмосковья, из небольшого городка в Штатах, крупного города в Украине, деревушки в Австралии и Таиланде, иногда подключаем аутсорс в Армении. Я сама при этом живу в Черногории. 

Мы видим, что растёт популярность софта, который позволяет такими распределенными проектами управлять. Вы собираете людей в команды, они ставят друг другу задачи, контролируют их выполнение, хранят документы, фиксируют отношения с клиентами, при этом всё это видно в системе. Для небольших компаний посмотрите Basecamp, Мегаплан, Битрикс24. Большие внедрят трекеры типа Jira, Asana, развивают интранет, состоящий из разных внутренних сервисов. 

eПолучается, что при такой работе, простые человеческие отношения, принятые в офисной среде, начинают исчезать?

Не совсем. Характер коммуникации меняется. Менеджеру самому предстоит меняться. От него требуется чётко сформулировать задачи, занести в систему управления, проконтролировать сроки, скоординировать людей. Даже навык «почесать за ушком/похвалить/поругать» в дистанционном варианте совсем не то, к чему привыкли офисные менеджеры. 

Здесь я лично сталкиваюсь с проблемами, когда нанимаю менеджеров: огромное количество людей, претендующих на управленческие должности, в реальности задачи ставить не умеют. Простой кейс –сформулировать задачу сотруднику – превращается в портянку неконкретного текста. Вода, из которой непонятно, что исполнитель должен сделать, в какие сроки, какой уровень качества требуется. Как раз над умением чётко формулировать мысли и превращать их в понятные планы и стратегии менеджерам сильно нужно поработать. 

eА как же зарплата?

Здесь всё зависит от подхода владельца и менеджера. Моё убеждение, что один и тот же функционал должен оплачиваться одинаково – в офисе или на удалёнке. В Москве или в Саратове. По сути, менеджер даже экономит деньги на содержании офиса. На мой взгляд, нечестно снижать зарплату тем, кто работает из дома. Есть объём работы, есть планка качества, есть сроки. Какая разница, каким способом цели достигнуты?

Комментарии

Добавить комментарий