«Режиссёр должен точно знать, во что верит»

Анна Морозова

Режиссёр и актриса в Театре Афанасьева

Родилась в Улан-Удэ. В 15 лет стала дипломантом Всероссийского конкурса композиторов им. Сергея Есенина. Обучалась на вокальном отделении Новосибирской государственной консерватории им. Глинки. В 2007 году поступила в Новосибирский государственный театральный институт на отделение «Артист драматического театра и кино», в 2009 году перешла на режиссёрский факультет, который окончила в 2014 года. За время обучения написала несколько инсценировок, выступила как композитор, режиссёр и актриса в спектаклях для детей и взрослых в Театре Афанасьева, "Красном факеле" и других театрах страны. Является солисткой группы "Платья за 130" и преподает актёрское мастерство в детской театральной студии Константина Хабенского.

 

В первый набор на курс режиссуры в Новосибирском государственном театральном институте в 2010 году поступили 8 человек, но до выпуска и диплома дошли только двое,  в том числе музыкант, композитор и уже режиссёр Анна Морозова. Ещё во время учебы ей удалось поставить спектакли в Театре Афанасьева, «Красном факеле», в других городах, написать музыку к нескольким постановкам, организовать группу «Платья за 130» и стать педагогом в театральной студии.

О том, почему режиссёр должен быть категоричным,  можно ли заработать режиссурой и стоит ли искать новые формы, Анна рассказала в интервью еРаботе.

eЛегко представить, что девочка с детства хочет быть на сцене, певицей или актрисой. А вот режиссёром… Как вы пришли в эту профессию?

А я сначала и решила, что хочу быть актрисой. Когда актрисы из меня не вышло (после второго курса педагог рекомендовал забыть о профессии, мол, нет актёрской природы), мне надо было что-то делать дальше. Я точно знала, что должна быть в театре: ещё учась на актрису, пыталась режиссировать какие-то этюды, хотела даже ставить спектакль, организаторские способности проявились ещё тогда. И я решила – почему не попробовать себя в режиссуре.

eОбидно было услышать от педагогов, что профессия актёра не для вас?

Очень обидно. Хотя сейчас, когда я сама преподаю актёрское мастерство в студии Константина Хабенского для детей, понимаю, что после набора всегда есть порядка 20 процентов ошибок, мастерам на кастинге очень сложно. Человек приходит на прослушивание, читает гениально, а потом оказывается, что он совершенно безынициативный, негибкий, непластичный, и читать – это всё, что он умеет. А есть дети, которые на кастинге показались не особенно внятными, зато потом звездят. Другой вопрос, что я никогда не поставлю на человеке печать «профнепригоден». Задача моя развить талант, а не задавить его в зачатке.

eПро актера говорят «есть природа». А что является высшим пилотажем для режиссёра?

В режиссуре всё очень субъективно. Актёр, если органичен, он хороший актер, критерии более четкие. А режиссёр, даже если он странный и непонятный, для кого-то всё равно хороший режиссёр, у каждого найдутся свои поклонники и критики. Как говорит мой мастер Сергей Афанасьев, режиссёр – это, прежде всего, сформированная личность, которая имеет определённые ценности, понимает, чего хочет в жизни.

eНо это для любого человека важно. Почему для режиссёра это профессиональное качество?

Потому что, если ты не понимаешь, чего хочешь и что тебе нравится, ты не сможешь донести свою режиссёрскую позицию, а именно этим мы занимаемся. Режиссёр должен чётко знать, во что он верит и что не приемлет, где-то быть даже категоричным. Что-то происходит в мире и у тебя относительно этого своя позиция, конкретная, либо да, либо нет. Ты не поставишь спектакль про то, что измена это как бы плохо, но как бы и не очень. Можешь задать вопрос этим спектаклем, подтолкнуть к размышлению, но должно быть своё, конкретное отношение к каждому жизненному факту.

eРежиссуре сложно учиться?

Если честно, я так и не понимаю, как учиться на режиссёра. Это процесс самообразования, несмотря на то, что есть люди, которые тебя ведут и направляют. Ты либо хочешь учиться и тогда что-то берёшь от них, либо нет. Очень много разных мастеров, спектаклей, режиссёров, но невозможно научиться всему на свете. За время учёбы ты выбираешь своё направление, которое кажется тебе ближе. И постепенно происходит даже не обучение, а то самое становление взглядов, о котором я говорила раньше.

eКак, выбирая близкое из уже существующего, не стать плагиатором?

Так ведь это не повторение, мысли – разные. Например, я иду на чужой спектакль, он мне абсолютно не нравится. Но после я думаю: а про что бы я поставила эту пьесу? И из высказывания режиссёра, которое мне категорически не близко, выношу три свои версии ответа на этот вопрос. И в итоге ставлю спектакль по другой пьесе, и кроме меня никто никогда не подумает даже, что можно было прийти к нему таким путем. Можно иногда посмотреть дурацкий сериал и от одной маленькой детали там вдохновиться и развить идею серьёзного спектакля.

eРежиссёрам обычно помогает первое актерское образование или мешает?

Я знаю случаи, когда артисты после многих лет на сцене становятся хорошими режиссёрами. Иногда опытный, очень хороший актер, став режиссёром, всё равно мыслит актёрскими категориями. Он, как правило, не говорит артистам что играть, а выходит на площадку и сам всё играет за них, а они копируют. Такой режиссёр всё видит изнутри, по-актёрски, а это абсолютно другое мышление. И получается спектакль, где прекрасные актёры, прекрасные картинки, но всё само по себе, общего стержня нет. Режиссёр же должен видеть снаружи, чтобы картинка была цельная. Он может даже не показывать ничего артистам, но уметь внятно объяснить и мыслить событийно.

eЕсли уйти от профессиональных навыков, кому, на ваш взгляд, не стоит идти в режиссуру?

Я думаю, тому, кто хочет самоутвердиться и войти в историю. Получается такое «Я в искусстве». Когда режиссёр относится к автору небрежно, не выстраивает продуктивный диалог, а воспринимает текст как средство сделать эдакое, чтобы навсегда запомнили. Многие сегодня считают, что в режиссуре стоит задача создать что-то новое, якобы только так можно остаться в истории, а все остальные - ученики и подмастерья. Я же не понимаю, как можно прийти и сказать: вот сейчас я изобрету новые формы. Даже Малевич, прежде чем написать «Черный квадрат» делал восхитительные копии со многих художников и занимался классической живописью. К открытию нужно прийти, дорасти до него. А сегодня выпускается режиссёр и сразу бежит открывать новое направление. Да не откроет он ничего. Или откроет, но будет у этого театра ровно 10 поклонников.

eРежиссёр в театре может хорошо зарабатывать?

У каждого своё понятие хорошего заработка. Когда-то мне казалось достаточным, что я в принципе что-то получаю за спектакль, сейчас хочется получать адекватные деньги за работу: если ставишь спектакль три месяца, хочется заработать столько, чтобы эти три месяца нормально жить. И для молодого режиссёра это вполне возможно. Хотя, конечно, можно ставить по 6 спектаклей в год, и если при этом каким-то чудом ты не станешь ремесленником, возможно, будешь зарабатывать очень хорошо.

eНе секрет, что руководство театров часто давит при выборе пьес, настаивает на более продаваемом материале. Вам приходилось идти на компромисс с собой?

Были ситуации, когда театр выдвигал условия, но не называл конкретного автора или пьесу. Подходящий материал изначально мне абсолютно не нравился, а нужно было поставить, хотя вдохновения не было. Но я постаралась в этом тексте найти и вскрыть те линии, которые меня задевают меня, повернула историю этой гранью. Не знаю, будет ли это возможно всегда, но пока у меня получалось выражать себя даже в не близком материале.

eЭтим для вас и прекрасна режиссура?

Для меня она прекрасна тем, что является отличной сублимацией. Есть у тебя проблема, ты подружке поплакался, полегчало. А тут целый спектакль поставил, никто и не понял, что ты плачешь, но тебе становится легче и понятней, как с этим быть.

Комментарии

Добавить комментарий