Не выжимайте соки из сотрудников!

В ситуации «кадрового голода» на рынке труда все более актуальными становятся программы удержания персонала и построения эффективной системы мотивации. Более 80 менеджеров по персоналу крупнейших сибирских, российских и иностранных компаний приняли участие в конференции по мотивации персонала, которая состоялась 6 июня в Новосибирске. Как сократить текучку кадров и сохранить стабильный коллектив сотрудников на долгие годы? Эти и другие проблемы были обсуждены на конференции «Эффективная мотивация: по любви или по расчету».

На конференции выступили представители нескольких организаций, по праву считающихся экспертами в сфере трудоустройства. Это представители компаний-организаторов Kelly Services, издательского дома «Работа для Вас» и сайта по трудоустройству еРабота.ру®. Секретами построения эффективной системы мотивирования сотрудников поделились Ирина Мосина, заместитель генерального директора по персоналу Группы компаний F1 и Анна Щербакова, менеджер по кадровой и организационной работе компании Mars.

Наталья Долженкова, коммерческий директор рекрутингового агентства Kelly Services, в России представила результаты масштабного исследования по мотивации персонала. В исследовании приняли участие около 3 000 сотрудников из крупных городов России. Текучесть персонала сегодня очень велика — только 23% опрошенных проработали на последнем месте работы более 2 лет, остальные — менее двух лет.

Как рассказала Наталья Долженкова, решение об уходе из компании сотрудник принимает в 3 этапа. На первом этапе у него возникает недовольство компанией. На втором этапе сотрудник начинает изучать предложения рынка труда, а на третьем — пишет заявление об уходе. Если на последнем этапе удержать сотрудника практически невозможно, то на первом — наоборот, довольно легко. Для этого и существуют различные виды мотивационных программ.

Среди ответов на вопрос «Почему вам не хочется идти на работу?» на первом месте оказался ответ «низкая оценка результатов работы», то есть как раз то самое «не похвалили». На втором месте — «грубое поведение коллег / руководителя», на третьем — «однотипность функций». При этом ответ «недовольство заработной платой» дали всего 7% опрошенных. Однако при выборе нового места работы размер заработной платы выходит на первое место (так ответили 26% опрошенных). То есть работодатели теряют сотрудников зачастую из-за того, что вовремя не заметили их заслуг, обошлись с ними грубо или равнодушно. А вот пытаясь привлечь новых сотрудников, они вынуждены предлагать высокую заработную плату. Невнимательный к сотрудникам работодатель платит дважды и даже трижды.

Ирина Мосина, заместитель генерального директора по персоналу Группы компаний F1, рассказала о корпоративной культуре в своей компании, которая благоприятствует удержанию сотрудников. В частности, компания частично возмещает сотрудникам затраты на занятия в спортзале, за счет дотаций обеспечивает им вкусное и недорогое питание, проводит фотоконкурсы для сотрудников, конкурсы на лучшего руководителя и другие. В праздновании ежегодного дня рождения компании участвуют абсолютно все сотрудники компании, несмотря на то, что такое огромное количество людей может вместить только пляжная площадка. Это единство и равенство создает уникальный дух компании, благодаря которому многие сотрудники работают там уже более 10 лет. Тем, кто проработал в компании 1, 3, 5, 7 лет, вручаются значки, дипломы, подарки. А в день 10-летия работы в компании для «юбиляра» устраивается банкет с участием руководителя компании.

Анна Щербакова, менеджер по кадровой и организационной работе Mars, посвятила свой рассказ тому, как сделать сотрудников вовлеченными в работу. Вовлеченность и удовлетворенность работой, по мнению Анны, — это не одно и то же. Например, сотрудник может быть удовлетворен тем, что ему удается отлынивать от выполнения своих обязанностей, но это не означает, что он вовлечен в жизнь компании. Вовлеченному же сотруднику интересно именно работать. В любой компании есть сотрудники, которые недовольны работой, причем специфика места работы одними может восприниматься как его достоинство, а другими — как его недостаток. Главное — постоянно получать обратную связь от сотрудников и учитывать их пожелания при создании комфортных условий труда. Вовлеченность сотрудника напрямую связана с эффективностью его работы. Например, вовлеченные группы менеджеров по продажам показывают гораздо лучшие результаты работы, чем невовлеченные. На эффективность работы оказывает влияние не только и столько заработная плата, сколько заинтересованность сотрудника в работе.

Рита Харина, редактор сайта еРабота.ру®, рассказала о специфике вакансий, размещаемых на сайтах по трудоустройству. В таких вакансиях можно описать требования к сотруднику очень подробно, в отличие от вакансий, например, в газетах по трудоустройству, где объем публикации ограничен. Подробное описание позволяет более качественно производить предварительный «отсев» кандидатов. По объявлениям, размещенным в Интернете, работодателям будут звонить именно те сотрудники, которые им нужны. Таким образом, несмотря на то, что по вакансиям в сети, может поступать меньше звонков, это всегда звонки от нужных соискателей.

Ирина Куривчак, руководитель информационной службы ИД «Работа для Вас», посвятила доклад тому, каким образом в объявлениях привлекательно рассказать о мотивационных программах. Мотивационные программы компании могут служить не только для удержания, но и для привлечения сотрудников. Однако банальными фразами «полный соц. пакет» и «дружный коллектив» сегодня трудно привлечь сотрудников. Современным соискателям нужны уникальные предложения, которые отличают компанию от всех других. Например, встречаются работодатели, которые готовы оказать помощь с жильем иногородним соискателям, компенсировать затраты на детский сад молодым мамам или разыграть туристическую путевку среди всех, кто трудоустроится до определенного числа. Кроме того, вполне стандартный набор предложений можно интересно подать, придумав интересные формулировки и дизайн.

Участники активно задавали вопросы докладчикам, а также с удовольствием общались друг с другом во время фуршета. Атмосферу праздника конференции придали свежевыжатый апельсиновый сок и цветы, которые получили в подарок все участники конференции.

Комментарии

Добавить комментарий